Выберите профессию,
которая нравится вам больше!
Уже 2291041 голос!
Хормейстер (от «хор» и нем. meister – «мастер», «начальник») – руководитель хора, хоровой дирижёр. Хормейстер управляет хором при разучивании, репетировании и исполнении новых и старых хоровых партий.
Хоровое пение было очень популярно в Древней Греции. Без участия хора не обходился ни один древнегреческий спектакль. Руководителя хора в античной драме называли корифеем. Он произносил вступительный речитатив, сообщал о приходе нового персонажа, подводил итог монологам героев, осуществлял контакт между актерами и хором. Корифей отстукивал ритм песни ногой.
Дирижеры не всегда стояли на сцене спиной к залу. До середины XIXвека это считалось не приличным, поэтому им приходилось управлять своими коллективами, не видя их. Первым, кто повернулся лицом к артистам был Рихард Вагнер и ввел, таким образом, новую моду в дирижировании.
Хормейстер должен хорошо разбираться в теории и технике пения, знать особенности формирования того или иного голоса. Он должен и сам обладать хорошей вокальной подготовкой и уметь владеть собственным голосом и разными вокальными приемами.
Управление хором на выступлениях – это лишь малая часть деятельности руководителя хора. Больше всего времени уходит на репетиции и разучивание произведений. Перед какими-то ответственными мероприятиями занятия проводятся особенно интенсивно.
Хормейстер чаще всего сам подбирает репертуар для хора. Чтобы выбрать наиболее подходящие и удачные произведения, он должен прекрасно ориентироваться в многообразии классического и современного музыкального материала. Кроме того, он знает теоретические основы записи и чтения хоровых произведений.
Хормейстер, набирая новых участников в коллектив, прослушивает их, определяет его певческий голос и диапазон. Руководитель хора размещает участников по партиям (сопрано, меццо-сопрано, контральто, тенор, баритон, бас). Кроме того голоса стоящих рядом артистов должны органично сочетаться между собой по тембру и силе.
Прежде чем начать работу над произведением, хормейстер объясняет стоящие перед участниками хора задачи.
Хормейстер прекрасно знаком с техникой дирижирования. Руководители хора редко пользуются дирижерской палочкой. Они дирижируют руками, дополняя движения рук и пальцев движениями головы и корпуса. Таким образом хормейстер указывает артистам темп и ритм произведения, изменение громкости, силы звучания, зрительно воспроизводит мелодию, показывает, где взять дыхание.
Если в хоровом коллективе состоят люди, не владеющие музыкальной грамотой, хормейстер знакомит их с элементарными понятиями из теории музыки
средняя по России:средняя по Москве:средняя по Санкт-Петербургу:
Хормейстер не только дирижирует хором на выступлениях. Выходу коллектива на сцену предшествует большая подготовительная работа.
Для того чтобы начать работу с хором, нужно подобрать репертуар. Иногда песни для хора выбирает руководство, но чаще хормейстер делает это самостоятельно, ориентируясь на уровень подготовки своих подопечных. После чего он знакомится с партитурами (нотная запись многоголосного музыкального произведения), делает в них необходимые на его взгляд поправки.
После чего хормейстер проводит со своим коллективом групповые и индивидуальные занятия, на которых они разучивают новые и повторяют уже известные произведения, хоровые партии для спектаклей. Хормейстер также должен контролировать качество исполнения произведений.
Руководитель хора следит за всевозможными хоровыми конкурсами и фестивалями, в которых мог бы поучаствовать его коллектив. Решает все административные вопросы со своим руководством.
Начать карьеру можно с ассистента хормейстера. Хормейстеры могут работать в музыкальных школах и училищах, руководить студенческими, самодеятельными и профессиональными певческими коллективами. Без них не обойдется ни один музыкальный, оперный театр или филармония.
Дирижер хора может подняться с 9 до 13 разряда. 14 разряд – это уже главный хормейстер.
Музыкальный слух, чувство ритма – обязательные качества для хорового дирижера. Художественный вкус тоже незаменим в плане подбора и обработки музыкального материала для хора.
В хоре состоят разные люди, и хормейстер должен найти подход к каждому, создать и поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе. Иначе хор будет выполнять свою работу некачественно. Поэтому руководитель должен быть хорошим психологом, обладать выдержкой и педагогическим тактом. Понадобятся и организаторские способности, особенно если коллектив детский.
Хормейстер должен обладать выразительной мимикой и хорошей пластичностью рук. Ведь во время исполнения произведений он общается с хором лишь при помощи жестов и мимики. Но даже идеального знания всех технических приемов дирижирования недостаточно. Чтобы показать все необходимые нюансы мелодии, передать нужное настроение песни, дирижер хора должен вкладывать в свою работу эмоции. Поэтому эти профессионалы, как правило, энергичные и неутомимые люди. Кроме этого, потребуется и физическая выносливость, ведь работать приходится стоя.
Есть такой музыкальный анекдот: «Хороший хормейстер держит партитуру в голове, а не голову в партитуре». То есть профессионал своего дела должен обладать хорошей памятью.