Лекция
(от лат. lectio– чтение) – устное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.
Лекционное занятие в системе дистанционного обучения представляет собой набор страниц (печатных или электронных) с необходимым учебным материалом, который студент должен изучить самостоятельно. Часто лекция представлена в виде аудио- или видеофайла. В том и другом случае живой контакт учащегося с преподавателем исключен.
Однако при использовании аудио-, видеоконференций и телемостов можно организовать и «живую» лекцию.
Иногда в заключение каждой части мультимедиа-лекции задается вопрос по изложенному в ней материалу. Только правильно ответив на этот вопрос, можно перейти к следующему разделу лекции.
Семинар
Это форма учебных занятий, в которой теория обязательно опирается на практику.
Семинары при дистанционном обучении могут проводиться как в асинхронном, так и в синхронном режиме. Они представляют собой электронные дискуссии (Интернет-форумы).
Непосредственно дискуссии предшествует подготовительный этап. За неделю до начала занятия студенты получают от преподавателя задание к семинару и список литературы к изучению. Преимущество асинхронного семинара (текстового форума) заключается в том, что студент может присоединиться к обсуждению в любой момент, изучив при этом историю развития беседы. Однако семинары при дистанционном обучении эффективнее проводить в режиме on-line. Для этого все участники семинара должны быть в сети одновременно.
Семинары могут проводиться и в виде web-конференций. Подобные занятия практически не отличаются от традиционных очных, так как участники видят друг друга на мониторах своих компьютеров.
Самостоятельная работа
Это форма занятий школьников и студентов без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время.
При дистанционном обучении возможности применения этой формы занятий расширяются. Студенты работают самостоятельно не только с литературой, но и с обучающими программами, тестами, информационными базами данных. Они самостоятельно изучают лекции, готовятся к семинарам и практическим работам. При достаточном оснащении студентов методическими материалами доля самостоятельной работы может составлять две трети всей семестровой нагрузки.
Научно-исследовательская работа
Это работа учащихся, заключающаяся в проведении исследований с целью проверки научных гипотез, установления закономерностей, приобретения новых знаний и расширения уже имеющихся.
Как и при очной форме обучения, прежде чем приступить к написанию реферата или курсовой работы, студент получает у преподавателя свой вариант задания. Если в процессе работы возникают вопросы, возможна консультация. Консультацию можно получить как on-line (Интернет-телефонии, Skype), так и off-line, связавшись со своим тьютором посредством электронной почты или чат-программ. Выполнив задание, учащийся отправляет готовую работу преподавателю на проверку так же в электронном виде.
Кроме этого, к научно-исследовательской работе можно отнести олимпиады и викторины, которые легко проводить в условиях дистанционного обучения с помощью тех же чатов, on-lineтестирования и других современных информационных технологий.
Учебная консультация
Это индивидуальное или групповое учебное занятие, проходящее обычно в форме беседы преподавателя с учащимися. Цель подобных занятий – расширение и углубление знаний обучающихся.
При дистанционном обучении велик объем самостоятельной работы учащихся, поэтому необходимо организовать для них постоянную поддержку со стороны преподавателей. Эта поддержка заключается в предоставлении консультаций. Консультации могут проводиться в традиционной форме – очно. Для этого студент должен придти лично в вуз или его филиал. Off-lineконсультация представляет собой переписку учащегося с преподавателем с помощью электронной почты. Обычно она является самым популярным видом решения возникающих вопросов. On-lineконсультации – это общение в программах типа ICQ и Skype.
Все эти виды консультаций сочетаются в процессе обучения.
Учебные олимпиады
Это состязания школьников или студентов, требующие от них демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин.
В дистанционных олимпиадах, викторинах, турнирах и конкурсах могут участвовать школьники 1-11 классов, студенты и взрослые, как индивидуально, так и группами. Одно из условий участия – наличие компьютера и возможности выхода в Интернет. Локальный организатор (учитель, преподаватель, родитель) определяет количество участников и отправляет заявку организаторам олимпиады. Как правило, подобные испытания платные, однако встречаются и бесплатные мероприятия.
Организатор олимпиады высылает учителю инструкции и рекомендации по проведению испытаний, а также комплект заданий с условиями их выполнения. Олимпиада может быть организована в форме обычной контрольной работы в школьном классе (аудитории вуза). Обычно на её проведение отводится от одного до трех часов. Однако каждый участник может выполнить ее и дома на личном компьютере, получив задание по электронной почте. Бланки с решенными заданиями (в электронном виде) отправляются обратно организатору на проверку.
Дипломы победителям и призёрам могут быть отправлены как в электронном виде, так и на бумажном носителе по обычной почте.