Тьютор. В переводе с английского «tutor» значит «домашний учитель, опекун». Известно, что первые тьюторы появились в классических английских университетах еще в XIV веке – Оксфорде и несколько позднее – в Кембридже. Наставник (тьютор) прикреплялся к ученику сразу по прибытии в среднюю школу и сопровождал его вплоть до поступления и окончания высшего образовательного учреждения. В те времена вузы пропагандировали принцип свободы: профессора читали лекции, а студенты были вправе сами выбирать занятия, которые они хотели посещать. В этом выборе им помогал тьютор.
С тех пор обязанности наставников значительно расширились. Сегодня тьютор – репетитор, психолог, конфликтолог, правовед, социальный работник, друг и помощник ученика в одном лице. Однако его значимость не уменьшилось. Сейчас в Оксфорде 60 процентов учебного времени отводится на работу с тьютором, а остальные 40 – на лекции и семинары.
В образовательных учреждениях России должность тьютора появилось сравнительно недавно. Тьютор в отличие от учителя работает не с целым классом, а с отдельной группой или конкретным ребенком. Он помогает школьнику общаться со сверстниками, решает проблемы с учителями, составляет индивидуальные планы дополнительного обучения, исполняет роль репетитора, проводит уроки профориентации, помогает определиться с будущей профессией, специальностью. В педагогических кругах профессию называют очень дорогой и эксклюзивной. Например, в России нет учебных заведений, где готовили бы тьюторов. Существует лишь три сертифицированных центра по подготовке тьюторов: в Томске, Ижевске и Москве.