Лекция (от лат. lectio– чтение) – устное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д. В основном, эта форма учебных занятий применяется в старших классах средней школы, ссузах и вузах.
Лекции читали еще в учебных заведениях Древней Греции. В России лекционное обучение появилось благодаря основателю первого отечественного университета Михаилу Ломоносову, который очень ценил живое слово преподавателей. В 30-х годах XXвека в некоторых вузах в порядке эксперимента прекратили читать лекции. Эксперимент себя не оправдал: у студентов резко снизился уровень знаний. Это говорит об эффективности данной формы учебных занятий.
Форма лекции обычно применяется при изложении нового, довольно объемного материала. Она, как правило, состоит из трех частей: вступления (введения), изложения и заключения. В кратком вступлении обозначаются тема, план и цель лекции. Они должны заинтересовать аудиторию, сообщить об актуальности темы лекции. В изложении – основной части лекции – последовательно раскрываются все главные вопросы, приводятся определения основных понятий. Заключение обобщает в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершает ее.
Если лекция внимательно прослушана и хорошо понята, она активизирует мысленную деятельность. Кроме того, лекция обеспечивает эмоциональное взаимодействие слушателей с лектором, их творческое общение. Эмоциональная окраска лекции вместе с глубоким научным содержанием создают гармонию мысли, слова и восприятия. Это важно в преподавании не только гуманитарных дисциплин, но и естественных, точных наук.
Задача студентов не только слушать, но и конспектировать прослушанный материал, который затем закрепляется на семинарах.