Семинар – это форма учебных занятий, в которой теория обязательно опирается на практику. Она возникла в древнегреческих и римских школах, когда сообщения учащихся сочетались с комментариями и заключениями преподавателей.
Семинар – слово латинского происхождения, в переводе означающее «теплица» или «рассадник», потому что учитель как бы «сеет» знания в сознание учеников. После чего ученики способны к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний. В российских университетах учебные занятия в форме семинаров начали проводить в XIXвеке.
Тема семинара определяется преподавателем заранее и повторяет тему ранее проведенной лекции. На таких занятиях учащиеся (студенты, стажёры) выступают перед своими однокурсниками (слушателями) с сообщениями, докладами и рефератами, которые могут сопровождаться показом иллюстраций, слайдов, фильмов. Далее все услышанное и увиденное обсуждается. Присутствующие на семинаре могут задавать вопросы выступающему или преподавателю, делиться своим мнением или, по возможности, применить услышанное на практике. Подготовка к семинару является обязательной.
Цель такой формы обучения – закрепить пройденного материала, научить присутствующих определенной методике. Немаловажным преимуществом семинаров является и формирование навыков профессиональной дискуссии. Кроме того, на таких занятиях можно легко проследить, как усвоен материал, какие вопросы и возражения появились у аудитории.
Семинары особенно эффективны для подготовки инженерных и научно-педагогических кадров.
В настоящее время, кроме учебных семинаров в вузах, очень популярными становятся бизнес-семинары для представителей компаний, фирм и государственных учреждений, спортивные, научно-практические и творческие семинары на разные темы для всех желающих.