Внимание! Ниже воспроизведена только текстовая часть урока.
Архив ZIP (количество файлов: 2 общий размер: 0,05 Мб)
Автор: Елена Николаева
|
Тема: «Я ищу работу»
(деловая игра для обучающихся 9-11 классов)
Цель: выяснить, насколько профессиональные ожидания молодежи могут быть реализованы на местном рынке труда.
Задачи:
- определить профессиональные запросы старшеклассников нашей школы и изучить вакансии на рынке труда нашего города;
- развитие аналитического мышления, оценочных суждений;
- формирование ответственного отношения к выбору профессии в соответствии со своими способностями и потребностями местного рынка труда
Оборудование: газеты вакансий на рынке труда («Работа сегодня», «Работа в Марий Эл», «Из рук в руки» и др.), информация о вакансиях городского центра занятости
Предварительная подготовка: группа обучающихся предварительно проводит социологическое исследование старшеклассников по вопросам выбора будущей профессии, обрабатывает собранные данные и готовит отчет по результатам исследования (Приложение)
План
- Презентация результатов социологического исследования об образовательных и профессиональных планах старшеклассников
- Определение профессиональных ролей.
- Поиск работы в соответствии с профессиональной ролью и запросами (уровень оплаты, требования и т.п.)
- Обсуждение результатов поиска и подведение итогов игры.
Предварительно класс делится на группы по 5-7 человек
Ход урока
Вступительное слово учителя: Процесс взросления и включение в социальную жизнь требует от вас принятия важных решений: определения жизненных приоритетов, выбора дальнейшего образовательного пути для получения желаемой профессии. Однако принимать эти решения приходится в условиях неопределенности: правильный ли выбор, удастся ли удачно трудоустроиться, реализовать свои способности, достигнуть жизненного успеха? Поэтому цель нашего занятия, выяснить насколько ваши жизненные установки и профессиональные ожидания могут быть реализованы на местном рынке труда, на сколько, вы – старшеклассники рискуете не ошибиться при вступлении в трудовую жизнь и достигнуть поставленных целей.
Этап 1. Анализ результатов социологического исследования (Приложение).
Профессиональное самоопределение – это и определение собственного будущего в широком смысле этого слова.
Сильным фактором, влияющим на выбор профессии, является мнение окружающих, насколько она является «модной», «престижной».
Часто, выбирая будущую специальность, молодые ориентируются не на род деятельности, а на определенный образ, стиль жизни, возможность получить определенный статус в обществе. Характерным для молодого поколения является стремление к самостоятельности. Поэтому сегодня «в цене» те профессиональные сферы, где можно сделать хорошую карьеру и достичь материального благополучия.
Для изучения профессиональных ориентаций среди старшеклассников нашей школы был проведен опрос на определение наиболее престижных, с их точки зрения, профессий. Учащимся необходимо было проранжировать 40 профессий в зависимости от того, насколько престижной они ее считают.
Анализ ответов показал, что наиболее престижными наши ученики считают профессии юриста, банковского работника, бизнесмена, политика, дизайнера, экономиста, журналиста, программиста, переводчика. В рейтинге они занимают позиции 1-9. Среди престижных профессий следует отметить специальность среднего уровня квалификации: администратор. Предпочтение ей отдают девушки, степень притязаний которых ниже, чем юношей.
10-20 места в рейтинге занимают такие специалисты высокой квалификации, как врач, менеджер, инженер, психолог, артист. Средний уровень престижности характерен для менее квалифицированных профессий: секретарь, повар, автомеханик.
Самая низкая престижность у рабочих профессий: столяр, токарь, маляр, слесарь, строитель, сварщик, а так же парикмахер, продавец, швея. Однако непривлекательными для себя учащиеся считают и специальности высокой квалификации – преподаватель вуза, учитель, милиционер.
В каких же сферах трудовой деятельности хотели бы работать наши старшеклассники. Большая часть девятиклассников желают получить техническую специальность (инженер, программист, архитектор). Почти половина десятиклассников и треть девятиклассников готовы проявить себя в предпринимательской деятельности и творческих профессиях. Значительная часть старшеклассников нацелена на социально-экономические специальности и работу в силовых структурах. Наименьший интерес у обучающихся вызывают педагогические, медицинские и рабочие профессии. Это связано с низким уровнем оплаты труда в этих сферах (учитель, врач) и высоким уровнем ответственности, с тяжелыми условиями труда и «непрестижностью» рабочих специальностей.
Выбирая будущую профессию, нынешние школьники ориентируются как на содержание трудовой деятельности, так и на уровень оплаты труда. Причем для юношей высокая заработная плата является главным фактором выбора работы. Для девушек важнее, чтобы работа была интересной и содержательной. Соответствие труда способностям и возможностям старшеклассники ставят гораздо ниже. В то время как правильный выбор профессии – это выбор с учетом своих реальных возможностей и ограничений. В противном случае будущая работа может стать источником семейной неустроенности и разочарования, стресса и риска потери здоровья.
Хорошее образование рассматривается сегодня молодыми как начальная ступень будущей карьеры. Результаты проведенного опроса показали, что абсолютное большинство наших старшеклассников намерено после окончания школы продолжить обучение в ВУЗах. 14% десятиклассников и 26% девятиклассников планируют учиться в средних профессиональных учебных заведениях с дальнейшим поступлением в ВУЗ.
Этап 2. Определение профессиональных ролей.
На этом этапе ребятам предлагается выбрать себе будущую профессию (либо по желанию, либо по жребию – наиболее популярные и наименее престижные). Например: инженер, программист, учитель, врач, юрист, экономист, менеджер, бухгалтер, психолог, дизайнер и т.п. Рабочие профессии: слесарь, водитель, токарь, фрезеровщик, штукатур-моляр, швея, автомеханик и т.п. Каждый указывает свою профессию на бейджике.
Этап 3. Поиск работы в соответствии с профессиональной ролью.
На этом этапе ученики работают по группам. Они ищут вакансии в соответствии со своей ролью, а так же своими запросами в газетах и на сайте Центра занятости г. Йошкар-Олы.
Полностью урок можно скачать в начале страницы
Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта www.moeobrazovanie.ru