Лучший молодой педагог Новосибирска – выпускник НГПУ

Победителем VI городского конкурса молодых педагогов «Новой школе – современный учитель» стал учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия № 1» Александр Шульга – выпускник ИИГСО НГПУ. Нам удалось поговорить с ним, и узнать, с чем сталкивается молодой специалист в первые годы работы с детьми. 

- Александр Алексеевич, расскажите о конкурсе, в котором вы победили. 

- Конкурс «Новой школе - современный учитель» - это конкурс, учрежденный Главным Управлением Образования Мэрии г. Новосибирска. В этом конкурсе могут принять участие молодые учителя города, педагогический стаж которых не превышает трёх лет. Конкурс состоял из двух этапов: районного и городского. Городской этап состоял из трех туров. Первый тур – заочный, где я предоставлял эссе на одноименную конкурсу тему – «Новой школе – современный учитель». В нем я рассуждал о жизненных приоритетах, профессионально-личностной позиции и ведущих педагогических идеях. Также нужно было создать видеосюжет о себе. Второй тур состоял из представления и защиты своего педагогического или социального проекта и открытого урока. Третий – творческая самопрезентация «Начало творческого пути» и панельная дискуссия с экспертами на заданную жюри тему, где обсуждались проблемы формирования патриотических ценностей в современной школе. 

Подготовку я начал еще в октябре, продумывал урок, писал сочинение, снимал видео. Большое спасибо директору гимназии и коллегам за неоценимую помощь при подготовке. Отметить, что что-то не получилось, не могу, но конечно сказывалось волнение. Справиться с ним мне помогало ощущение доверия со стороны коллег и поддержки моих детей. Я очень боялся подвести коллектив своей школы - слишком высока квалификация всех педагогов, которые в ней работают, поэтому старался не разочаровать коллег. Кроме того, статус Гимназии №1 как образовательной организации очень высок. Нужно было соответствовать. 

- Какую роль вы отводите НГПУ в своей жизни и своей работе сейчас? 

- Безусловно, роль НГПУ в моей жизни велика. Я очень горд, что окончил Институт истории, гуманитарного и социального образования (ИИГСО) НГПУ и благодарен всем своим преподавателям: Олегу Николаевичу Катионову, Татьяне Александровне Ромм и многим другим. Они действительно подготовили меня к профессии учителя, которая сейчас воспринимается уже не только как специальность, но и как образ жизни. У наших преподавателей получается открывать способность студентов к творчеству в педагогической профессии. Высокие требования к изучению учебных дисциплин на истфаке - давняя традиция. Пусть на меня не обижаются студенты других факультетов, но я считаю, что учился на одном из лучших факультетов в НГПУ. 

- Насколько выпускники НГПУ выходят подготовленными к современным реалиям образовательной системы? Сложно ли было вам? 

- Выпускники НГПУ имеют большой багаж знаний и профессиональных умений, однако применять их на практике получается не всегда. Бывает сложно установить контакт с детьми, их родителями, коллегами. Иногда не хватает гибкости и умения отнестись к ситуации спокойно и взвешенно, возможно, мешает юношеский максимализм. В своей работе я сталкивался с трудностями, однако достаточно быстро находил решение, зачастую благодаря своим преподавателям. Я и сейчас могу приехать в родной институт за советом.

- Какие сегодня задачи, проблемы, требования для молодых педагогов? 

- Мне кажется, что требования к молодому учителю такие же высокие, как и много лет назад. Сейчас нам говорят и об образовательных стандартах, и о профессиональном стандарте педагога, но самое главное, на мой взгляд, это то, как ты общаешься с ребёнком, чему ты его учишь, на каком примере воспитываешь. Так же важно найти общий язык с родителями твоих учеников. Бывает, что они не доверяют молодым учителям, иногда сомневаются в нашем профессионализме. Но зря! Приходится доказывать свою компетентность на практике. 

- Каким на ваш взгляд, должен быть современный учитель? 

- Пусть коллеги обвинят меня в отсутствии креативности, но современный учитель – это, в первую очередь, воспитанный и культурный человек. Кто-то из великих сказал: «Не надо воспитывать детей, - они все равно вырастут очень похожими на своих родителей. Нужно воспитывать себя». Безусловно, мы живем в динамично изменяющемся мире, и наши дети живут и меняются в нём вместе с нами. Видеть, а иногда и предугадывать эти изменения и то, как они отразятся на растущем поколении, и есть задача современного учителя. 

Елена Панькова

Партнёр: Новосибирский государственный педагогический университет