В последние годы Минпросвещения России уделяет большое внимание модернизации и продвижению среднего и дополнительного профессионального образования.
Помимо федерального проекта «Профессионалитет», в рамках которого уже началось создание кластеров, объединяющих колледжи и техникумы с действующими производственными предприятиями, в рамках национального проекта «Образование» запущен и активно работает федеральный проект «Молодые профессионалы», призванный повысить конкурентоспособность профессионального образования в России. Реализация этого проекта должна обеспечить обучающимся колледжей, училищ и техникумов возможность получить достойное профессиональное образование, соответствующее требованиям экономики и запросам рынка труда.
Основные задачи проекта:
• внедрение итоговой государственной аттестации в форме демонстрационного экзамена в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
• создание центров опережающей профессиональной подготовки и мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по актуальным компетенциям;
• усиление позиций Российской Федерации в международном соревновательном рейтинге стран, готовящих выпускников (молодых специалистов) по современным требованиям. Реализация мероприятий федерального проекта направлена на формирование обновленных содержательных, организационно-методологических, материально-технических условий для прохождения промежуточной и итоговой аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена.
В ходе проекта на базе профессиональных образовательных организаций планируется создание не менее 5000 новых мастерских с самым современным оборудованием для обучения молодежи наиболее востребованным на рынке труда профессиям и специальностям. Отмечается, что такие мастерские особенно востребованы в сельской местности и в малых городах России.
Комплекс мероприятий проекта, помимо прочего, предполагает внедрение в учебные планы всех учреждений профессионального образования адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
К 2024 году планируется создание не менее 100 центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), которые будут выявлять потребности рынка труда, настоящего и будущего, и на основе полученных данных разрабатывать образовательные программы для обучения профессиям и специальностям, которые будут востребованы в обществе через 5-10-15 лет. Причем, предполагается, что обучать будут не только молодежь, но и взрослых людей предпенсионного возраста.
По информации на сайте Минпросвещения, в настоящее время в учреждениях СПО (среднего профессионального образования) обучается более 3 миллионов человек, большинство – за счет средств бюджета.
Большая часть из них получает образование по специальности «Сестринское дело» и «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». В числе наиболее популярных профессий указываются повар, кондитер, сварщик и автомеханик.