Высшее образование в России в скором времени ждут перемены.
Болонская система, к которой Россия присоединилась в 1999 году, для отечественных вузов уже в прошлом.
Что такое Болонская система образования?
Во всех вузах, подключенных к Болонской системе:
- 3 уровня подготовки: бакалавриат, магистратура, аспирантура (в России еще и специалитет – по ряду направлений подготовки);
- общая система оценки знаний,
- возможность академической мобильности для студентов.
Благодаря присоединению российских вузов к этой системе, у абитуриентов появилась возможность поступления в любой вуз как своей страны, так и любой другой, подключенной к этой программе.
Традиционные формы сдачи выпускных экзаменов в школах и вступительных в вузах были заменены на ЕГЭ (Единый государственный экзамен), проводимый в форме тестирования.
С одной стороны, выпускники, абитуриенты и студенты получили новые возможности, шансы поступить и учиться в лучших вузах России и мира.
С другой, многочисленные эксперты в области образования и соцопросы населения показывали явное снижение уровня и качества образования. А многие работодатели до сих пор считают бакалавров «недоученными специалистами».
В стране давно шла полемика по поводу целесообразности участия России в этой образовательной системе. Окончательная точка была поставлена в апреле 2022 года, когда спецоперация, проводимая на территории Украины, стала поводом для прекращения представительства России и Республики Беларусь во всех структурах Болонского процесса. В результате этого все российские вузы вышли из Болонской системы обучения.
Теперь российскую систему высшего образования ждет реформа. В одночасье она не произойдет. Перестройка займет несколько лет.
Суть реформы образования
По словам министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, у России должна быть собственная уникальная образовательная система, в основе которой «должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента».
Реформа предполагает возвращение к традиционной для России системе подготовки специалистов. Однако и бакалавриат с магистратурой пока не отменяют.
Итак, вот ожидаемые в скором времени изменения:
- увеличение набора на программы специалитета,
- уменьшение набора на программы бакалавриата,
- гибкие программы обучения по программам бакалавриата и специалитета (от 4 до 6 лет, в зависимости от профиля программы),
- бесплатное обучение в магистратуре и ординатуре станет возможным не только после бакалавриата, но и после специалитета,
- дипломы бакалавров будут приравнены к дипломам о полном высшем образовании,
- аспирантура станет отдельным уровнем профессионального образования.
Что пока останется неизменным:
- обучение в магистратуре (2 года),
- аспирантура по-прежнему будет готовить кадры для научной и преподавательской работы,
- дипломы бакалавров и магистров останутся действительными,
- студенты будут доучиваться по программам, на которые поступили,
- программы подготовки иностранных студентов пока останутся неизменными.
ЕГЭ не будет?
Для всех совершенно очевидно, что ЕГЭ, как элемент Болонской системы образования, должен быть отменен. Но, скорее всего, процесс отмены будет постепенным, поскольку эффективной замены ему пока нет.
В ближайшие 2 года отмены ЕГЭ не ожидается, а дальше у школьников может появиться выбор: сдавать или не сдавать ЕГЭ. Возможно, сдавать будут добровольно, те, кому это нужно будет для поступления в высшие учебные заведения.
Российские вузы, скорее всего, в ближайшие годы начнут переход к набору абитуриентов по результатам собственных вступительных испытаний, как это было в «доболонский» период.
_________________________________
Полезные статьи:
Федеральные проекты Минпросвещения для СПО: «Молодые профессионалы»