В институте живых систем прошел биохакатон “Дети детям” в рамках университетского образовательного проекта “Звезда будущего”

22 декабря в институте живых систем в БФУ им. И. Канта прошло отчетное мероприятие за первое полугодие по региональному проекту «Звезда Будущего» — биохакатон «Дети детям». Мероприятие направлено на оценку усвоения полученных знаний по биомедицинской подготовке в трёх модулях (молекулярная биология, общая биология, цитология и гистология), пройденных за осенний семестр 2018 года.

В рамках регионального проекта «Звезда будущего» по направлению биомедицинской подготовки для школьников прошли лекционные, практические, лабораторные и семинарские занятия. Дети получили первый опыт обучения в вузе.


6R1A5395.jpg


Сам Хакатон прошел в формате «сделай сам» и «научи другого». То есть дети, которые прошли модули, должны были научить и повторить методики и опыты совместно с тест-группой тех детей, которые не учились по программе «Звезда будущего». В мероприятии приняли участие 78 учащихся 7-10 классов.

Хакатон проходил в несколько этапов: в отборочном туре принимало участие 12 команд, в полуфинале — 3 команды, победителями также стали все три команды.

В рамках проведения хакатона, каждая из групп детей прошла модули по молекулярной биологии, общей биологии, цитологии и гистологии. Ребята делились на подгруппы и соревновались между собой. Победители образовали три группы, которые тянули жребий, чтобы уравновесить шансы и определить, в каком модуле они будут проходить отборочный тур.


6R1A5414.jpg


Ребятам, которые попали в первый модуль — по молекулярной биологии, было необходимо было сделать наиболее быстро электрофорез в агарозном геле, а тест-группа должна была его повторить.

Дети, которые работали по второму модулю — по общей биологии, создавали тест-систему фенотипического определения геномных мутаций. Участники по фотографии определяли геномная ли мутация изображена, а также за непродолжительное время научили этому тест-группу.

Учащиеся, которые занимались по третьему модулю — по цитологии и гистологии, определяли тип клеток в предложенном препарате, а также тип тканей и их функциональные особенности и различия.

В финальном этапе встретились 3 группы-победителя. За 80 минут каждая из команд создала алгоритм действия и описала методику решения предложенной задачи «Создание методики выделения тотальной РНК с целью изучения ткане-специфичной экспрессии генов в соответствии с функциональными различиями тканей Gallus gallus».


6R1A5391.jpg


В результате соревнований, дети смогли выполнить все задания. В связи с этим было принято решение признать победителями все три группы. Теперь ребята смогут опробовать эту методику в следующем семестре.

Дарья Кислякова, ученица 9-го класса МАОУ ШИЛИ:

«За эти полгода я узнала много новой информации в интересующем меня направлении. Занятия были поделены на три блока: молекулярная биология, общая биология, а также цитология с гистологией. Мне очень нравится такой формат обучения. У нас замечательные преподаватели, благодаря которым мы получаем объемные и углубленные знания. Я считаю, что проект „Звёзда будущего“ даёт большие возможности. Благодаря нему я могу определиться с будущей профессией».

6R1A5445.jpg


Екатерина Голоскова, ученица 9-го класса:

«Я обучалась на биомедицинском направлении. На этом профиле мы подробно изучали клеточную биологию и всё, что с ней связано. За время обучения удалось достичь высоких целей, поставленных с начала обучения. До участия в проекте я не особо хорошо разбиралась в цитологии, но теперь я многое могу сказать про определённые клетки».

Каролина Суркова, педагог дополнительного образования:

«Проект начался 1 октября. Школьники пришли с разными уровнями знаний. Мы познакомились с ребятами, определились с нагрузкой и объемом информации, который они способны получать и усваивать. С педагогами мы распределили модули таким образом, чтобы захватить разные стороны биологии для более интересных занятий. Я преподавала модуль „Общая биология“. Этот модуль необходим для того, чтобы ребята могли получить базу для дальнейшего изучения более сложного материала и затем применять его в практических целях. С предыдущими группами мы изучали строение и химический состав клеток, а также затронули тему „вирусы“ и „мутации“. Ребята писали промежуточные контроли и в устной, и практической форме также демонстрировали свои знания. Думаю, что все учащиеся только входят и адаптируются в этом проекте. Конкретные выводы о приобретенных знаниях и навыках можно будет сделать только в конце учебного года. Я считаю, что проект — это замечательная возможность для школьников получить новые компетенции и научиться работать в команде. Победителями хакатона стали все три команды-финалиста. Теперь они получили возможность реализовать в следующем семестре тот план работы в лаборатории, который они составили на заключительном этапе. Для ребят допуск в лабораторию и проведение эксперимента — лучшая награда, так как нигде больше у них нет возможности получать знания, работая руками». 

6R1A5431.jpg



Светлана Яковлева, куратор программы в ИЖС, зав. лаборатории семян и интродукции растений Ботанического сада БФУ им. И. Канта:

«Дети в процессе прохождения модулей узнали общие характеристики качественных и количественных биохимических методов исследования организма человека; биохимические особенности состава биологических жидкостей организма человека в норме и при патологических процессах; принципы работы аппаратуры, используемой в ходе исследований и методы проведения исследований с использованием этой аппаратуры. Школьники получили первичные навыки работы с различной аппаратурой для биофизических, биохимических, физиологических исследований организма и приобрели навыки работы с различными биологическими объектами, а также навыки проведения медико-биологических исследований с учетом требований техники безопасности, обработки и интерпретации получаемых результатов. Также школьники начали овладевать современными биохимическими экспериментальными методами для исследования биологических объектов и организма человека». 


6R1A5434.jpg



  Справка

  Образовательный проект «Звезда будущего» предполагает создание на базе общеобразовательных школ специализированных университетских классов предпрофильной и ранней профильной подготовки. В рамках проекта по дополнительным общеобразовательным программам с 01 октября обучается 358 детей 7-10 классов на базе профильных институтов БФУ им. И. Канта по направлениям:

Образовательный проект «Звезда будущего» реализуется Балтийским федеральный университет имени Иммануила Канта совместно с Министерствм образования Калининградской области. Проект направлен на создание специализированных университетских классов предпрофильной и ранней профильной подготовки по направлениям:

1. инженерное IT-направление: проектирование, развертывание и техническое сопровождение локальных и глобальных сетей на предприятиях и организациях с использованием общепризнанных мировых стандартов и решений; базовых навыков доврачебной помощи.

2. инженерно-техническое направление: формирование базовых инженерных компетенций на основе международных стандартов инженерного образования CDIO;

3. биомедицинское направление: формирование начальных компетенций в области биомедицины с изучением основ общей, молекулярной биологии и генной инженерии;

4. социогуманитарное направление: формирование «нового гуманитария», который гармонично обладает высокой коммуникативной культурой, свободно владеет практической риторикой, медийными и социальными технологиями и легко ориентируется в полилингвальной среде.

5. педагогическое направление: формирование начальных профессионально значимых педагогических компетенций, профессионально-педагогической ориентацией, устойчивого интереса к педагогической деятельности.
Партнёр: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта