Педагогический профессионализм: что самое важное?

15–16 февраля в НГПУ проводилась XIII Международная научно-практическая конференция «Педагогический профессионализм в образовании», в которой приняли участие работники науки, представители профсоюза, преподаватели и студенты НГПУ. 

— В этом году мы решили подробнее остановиться на развитии учительства как социальной группы с определенными профессиональными качествами, потому что проблема педагогического профессионализма сегодня поставлена остро. Это связано с наличием огромного количества инструкций, распоряжений, заданий: педагогу все труднее не только развить свой профессионализм, но даже сохранить его,— отметила в приветственном слове заведующая кафедрой педагогики и психологии ИФМИЭО НГПУ Елена Васильевна Андриенко, заместитель председателя оргкомитета конференции. 

Работа началась с пленарного заседания, на котором были подняты основные вопросы педагогического профессионализма: образовательная политика государства, формирование и функционирование профессионального сообщества, профориентация и развитие предуниверситариев, воспитательная работа и критерии для ее оценки, особенности современных детей и подростков.

– Интернет-зависимость в раннем возрасте приводит к оторванности от окружающего мира и собственной аутентичности. Формируется жизнь в суррогатных категориях, исчезают некоторые элементы спектра эмоциональных реакций, присущие обычному здоровому человеку, – сообщил почетный профессор НГМУ, действительный член Нью-Йоркской академии наук, член ВОЗ по разделу транскультуральной психиатрии Цезарь Петрович Короленко. – Педагог обязан понимать эту опасность и ограничивать использование детьми интернета как переходного объекта – то есть человека или предмета, который в какой-то момент эмоционально заменяет мать. Как ограничить? Во-первых, во времени, во-вторых, создавать триггеры, то есть активаторы интереса, в реальной жизни, чтобы ребенок по своему желанию выбирал не интернет, а живое общение. 

– Если вуз не устраивает качество образования у абитуриентов, он может самостоятельно решить эту проблему с помощью создания структурного подразделения на территории университета либо на площади общеобразовательного учреждения (тут обязательно лицензирование). Самая частая модель – организация профильных классов или специализированной школы, которая курируется вузом, – рассказал заместитель директора по научной работе ИФМИЭО НГПУ Игорь Михайлович Щеткин.  

– Докладчики разносторонне осветили самые актуальные вопросы педагогики, в том числе здоровье личности, воспитание самых лучших человеческих качеств, гуманизацию образования в целом. Думаю, что все педагогические условия, которые мы исследуем, сегодня получили новый контекст, новую трактовку, – отметила заведующая кафедрой педагогики Московского государственного областного университета Екатерина Иосифовна Артамонова. 

Далее работа конференции продолжилась по 13 секциям, проведенным в формате круглых столов, дискуссионных и образовательных площадок, мастер-классов. И если на пленарном заседании обсуждались вопросы широкого масштаба, то секционная работа была сосредоточена на ежедневном труде учителя,  из которого, собственно, и складывается педагогический профессионализм. Как пользоваться современными технологиями, как выявить одаренного ребенка, в чем главная задача вожатого, что такое интерактивное взаимодействие – все это и многое другое обсудили участники конференции. 

– Я побывала на мастер-классе Галины Сергеевны Чесноковой, посвященном работе вожатого и профилактике негативных явлений в молодежной среде. Как вожатый с четырехлетним опытом, о многих проблемах я уже знала, но мастер-класс позволил взглянуть на них по-новому. Мы рассмотрели негативное влияние курения, употребления алкоголя и психотропных веществ и методы борьбы с ними. Была смоделирована ситуация того, как один человек может повлиять на другого. В целом, мастер-класс был направлен на развитие осознанности своих действий и актуализацию знаний в области педагогики и возрастной психологии, – поделилась впечатлениями студентка 4 курса Института детства НГПУ Валерия Мурзинцева.  

Алина Кириенко
Евгений Гришуков




Партнёр: Новосибирский государственный педагогический университет