В БГПУ обсудят социально-культурные основания республиканского праздника Курбан-байрам в Башкортостане
<p>8 сентября сотрудники Межведомственного научно-исследовательского центра развития мусульманского образования БГПУ им. М.Акмуллы, руководство и преподаватели Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России, представители исламского духовенства (ЦДУМ России и Духовного управления мусульман Республики Башкортостан), преподаватели, аспиранты и магистранты БГПУ им. М. Акмуллы в рамках круглого стола обсудят историко-философские и социально-культурологические аспекты мусульманского праздника Курбан-байрам.<br>
<br>
Согласно данным проведенного контент-анализа, празднование Курбан-байрама в некоторых немусульманских странах в последнее время вызывает негативное отношение у правозащитных организаций, политиков, деятелей культуры и ряда простых граждан, выражающих опасение по поводу воздействия на психику детей зрелища ритуала забоя жертвенных животных как проявления агрессии и насилия.<br>
· Советники правительства Великобритании потребовали немедленно запретить применение мусульманских и иудейских методов убоя скота. Оба метода, по сути, одинаковы: животному перерезают горло и ждут, пока из него вытечет кровь. По мнению Farm Animal Welfare Council (консультативного органа, контролирующего использование, продажу, перевозку и убой скота и информирующего правительство Великобритании о фактах жестокого обращения с животными) способы производства мяса по мусульманским законам и нормам кашрута являются жестокими, поскольку причиняют сильные страдания овцам, козам и крупному рогатому скоту.<br>
· Президент организации «Центр защиты прав животных ВИТА» направила письмо мэру Москвы, в котором выразила протест против публичного жертвоприношения на мусульманском религиозном празднике «Курбан-Байрам» в московской мечети на улице Хачатуряна.<br>
· В 2006 году после настойчивых обращений жителей в Москве был введён запрет на публичные жертвоприношения (каждой мечети разрешено было забивать всего по одному животному).</p>
<p>· В 2010 году известные деятели российского телевидения, кино и эстрады (Андрей Макаревич, Леонид Ярмольник, Лайма Вайкуле,
Ольга Шелест, Виктор Гусев и другие) обратились к мэру МосквыСергею Собянину с открытым письмом, призывая ввести в цивилизованные рамки практику совершения обряда жертвоприношений на Курбан-байрам.</p>
<blockquote><i>«Мы крайне удручены ситуацией, которая сложилась в последние годы в Москве. В дни празднования религиозного мусульманского праздника Курбан-байрам в различных местах Москвы устраивается прилюдный забой жертвенных животных, который вынуждены наблюдать многие москвичи, в том числе и дети.»</i></blockquote>
<p>В ответ мэр Москвы обещал решить вопрос «организации исламских праздников без кровавых зрелищ».<br>
<br>
<b> </b><br>
<b>Вопросы для обсуждения на круглом столе:</b><br>
1. Происхождение праздника Курбан-байрам: основные концепции.<br>
2. Традиция празднования Курбан-байрама в российских регионах и мусульманских странах.<br>
3. Отношение к празднованию Курбан-байрама: социально-политические, социально-экономические и социокультурные проблемы.<br>
4. Ритуалы жертвоприношения в социальном контексте: сущность и функции.<br>
5. Мировоззренческие основы республиканского праздника Курбан-байрам и формирование толерантности.<br>
6. Традиции и правила проведения Курбан-байрама в Республике Башкортостан.<br>
7. Особенности десяти благословенных дней месяца Зуль-Хиджа.<br>
<br>
<b>Участники круглого стола:</b><br>
<b> </b><br>
Абдрахманов Данияр Мавлиярович – директор Межведомственного научно-исследовательского центра развития мусульманского образования БГПУ им. М.Акмуллы, кандидат философских наук, доцент,<br>
Аминов Тахир Мажитович – доктор педагогических наук, профессор БГПУ им. М.Акмуллы,<br>
Арсланов Айнур Нургалиевич – первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Республики Башкортостан,<br>
Калимуллин Ринат Хадимович – проректор по учебной работе Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России, кандидат педагогических наук, профессор,<br>
Куланчин Айтуган Юмабаевич – преподаватель кафедры башкирского языка и методики его преподавания БГПУ им. М. Акмуллы,<br>
Мустаев Алмаз Флюрович – проректор по учебной работе БГПУ им. М. Акмуллы, кандидат физико-математических наук, доцент,<br>
Мухаметзянова-Дуггал Регина Массаровна – вр.и.о. директора Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН, доктор политических наук,<br>
Мухаммад Абдульхамид Альхатиб – заместитель декана факультета шариата «Аль-аль Бейт» (Иордания),<br>
Саяхов Руслан Линицевич – заместитель председателя Духовного управления мусульман Республики Башкортостан,<br>
Сулейманов Артур Русланович – ректор Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России,<br>
Фархшатов Марсиль Нуруллович – заведующий отделом истории и культуры Башкортостана Института истории, языка и литературы УНЦ РАН, кандидат исторических наук,<br>
Хабибуллина Зиля Рашитовна – научный сотрудник отдела религиоведения Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН, кандидат исторических наук,<br>
Якупов Риф Исмагилович – проректор по научной работе Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России, доктор исторических наук, профессор,<br>
а также сотрудники МНИЦ РМО БГПУ им. М. Акмуллы, представители духовных управлений мусульман, студенты РИУ ЦДУМ России, магистранты и аспиранты БГПУ им. М. Акмуллы, представители СМИ.</p>
<p style="text-align:
justify;Times New Roman","serif";Times New Roman";"><b>Время и место проведения: </b></p>
<p style="text-align:
justify;Times New Roman","serif";Times New Roman";">8 сентября 2016 г., начало в 15.00, ауд. 203, 2 к. БГПУ им. М. Акмуллы.</p>
Партнёр:
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы