Выберите профессию,
которая нравится вам больше!
Уже 2290756 голосов!
Официант (от лат. officium– «должность, одолжение») – профессия в сфере общественного питания. В России официанты появились вместе с ресторанами европейского типа, в середине XIX века. В трактирах обязанности официантов выполняли «половые». Мальчики из крестьянских семей обучались этому ремеслу в течение четырех лет, начиная с мойщиков посуды и уборщиков. Интересно, что чаевые сдавались в общую кассу и в конце рабочего дня делились поровну между всеми работниками.
Многие известные личности начинали свой трудовой путь именно с профессии официанта. Например, Ален Делон подрабатывал в пивной, Бред Питт – в ресторане быстрого питания.
Официант обслуживает посетителей ресторана, кафе, кофейни и других заведений общественного питания. В каждом заведении существуют свои требования к работе персонала. В соответствии с ними официанты приветствуют клиентов, оформляют и сервируют столы согласно заданному по образцу и общепринятому этикету. Кроме этого они носят определенную униформу и часто бейдж с именем. К примеру, существуют рестораны, где обслуживающий персонал перемещается на роликовых коньках. В мире существует несколько ресторанов, в залах которых царит кромешная тьма, поэтому официантам не обойтись без приборов ночного видения.
Официант должен знать меню своего заведения, технологию приготовления блюд, их характеристику и цены. Он может посоветовать гостям подходящие к их заказу алкогольные напитки.
Работа официанта достаточно напряженная. Он практически постоянно находится в движении и на ногах. График может быть скользящим. Рабочий день часто начинается рано утром, иногда приходится работать в ночные часы, выходные и праздничные дни. Банкеты и торжественные мероприятия официанты обслуживают по определенным правилам и требованиям.
Официанты рассчитывают клиентов и несут материальную ответственность за разбитую посуду.
средняя по России:средняя по Москве:средняя по Санкт-Петербургу:
Официант по мере необходимости меняет скатерти, салфетки, поддерживает чистоту в зале заведения. Он сервирует столы в соответствии с требованиями, принимает участие в оформлении зала к праздничным мероприятиям.
Основная обязанность официанта – это прием заказов от посетителей. Он должен суметь ответить на любые вопросы гостей по поводу меню, и посоветовать им какие-то блюда, вино, последовательность их заказа. Официант записывает или запоминает заказ, при необходимости уточняя его. После чего он должен оперативно и точно передать его повару и бармену. Официант контролирует своевременность приготовления и внешний вид блюд и подает их гостям.
Официант должен подойти к клиенту по его требованию и ответить на его вопросы или выполнить просьбу.
Именно официант формирует окончательную сумму заказа, приносит клиенту чек и производит с ним полный расчет. Иногда от него могут потребоваться навыки работы с кассовым аппаратом.
В ресторанах международного класса от всех сотрудников требуют еще и знание иностранного (английского) языка.
Официанты работают в ресторанах, кафе, кофейнях, барах, пиццериях и других подобных заведениях. Высокое качество работы поможет этому сотруднику дослужить до старшего официанта, администратора или менеджера. А дополнительные курсы помогут стать метрдотелем. В сетевых компаниях относительно быстро, в течение 5 лет, можно стать директором.
От личных качеств официанта зависит не только размер его чаевых, но иногда и репутация заведения. Клиент может не вернуться в кафе или ресторан, если однажды его здесь недостойно обслужили. Поэтому официант должен быть вежливым, приветливым, эмоционально устойчивым и относиться одинаково ко всем посетителям заведения. Он должен приятно выглядеть, обладать четкой дикцией и развитыми коммуникативными способностями.
Так как почти весь рабочий день он проводит на ногах, принимая и разнося заказы, ему нужно быть физически выносливым. В часы-пик официант должен проявлять особую ловкость и координацию движений – ведь это совсем не просто курсировать в переполненном зале с тяжелым подносом в руках.
Официант должен обладать помнить особенности всех блюд из меню заведения. Он должен обладать и хорошей памятью на лица, чтобы не забыть кого он обслуживает. Необходимое качество для этого сотрудника – наблюдательность. Чтобы не заставлять клиента долго ждать следующего блюда или чека, чтобы не дать недобросовестным посетителям уйти, не заплатив, официант должен внимательно следить за каждым.
Знания математики также очень пригодятся этому сотруднику, чтобы быстро и без ошибок составить счет.