Почему нет идеальных профессий?
Идеальных профессий не бывает — любая имеет свои положительные и отрицательные стороны. Выбирая профессию, человек чаще всего не знает (или не хочет знать) о ее объективных минусах, судит о ней по информации из рекламы, художественных фильмов. Однако для людей с разными желаниями и внутренними ресурсами одни трудности представляются непреодолимыми, а другие —вполне терпимыми.
В том, чтобы выбирать профессию, принимая во внимание ее минусы, есть свой смысл. Специалисты в области профориентации выделяют несколько наиболее распространенных типов профессиональных трудностей.
Во-первых, это сложности с трудоустройством. Обычно они возникают не тогда, когда человек выбирает профессию, а позже, часто лишь к моменту окончания учебного заведения. Можно ли предсказать возникновение таких сложностей? В большинстве случаев можно. Например, если все вузы включают в свои программы специальность «юрист», можно ожидать, что в скором времени рынок труда будет наводнен юристами. В то же время не всегда можно предсказать, как будет расти спрос на ту или иную специальность.
Второй проблемой становится длительное время профессиональной подготовки. Например, врач, чтобы стать практикующим специалистом, должен учиться не менее восьми лет. Готовы ли вы потратить столько времени на свою подготовку? Ведь это может отразиться на планах личной жизни. Есть профессии, которые требуют длительного и напряженного обучения, но не сразу начинают приносить деньги. Наиболее длительное время профессиональной подготовки требуется людям интеллектуального труда. Деятельность ученого требует не только высшего образования, но и длительного обучения после окончания вуза, например в аспирантуре, докторантуре.
В-третьих,не менее распространенной проблемой становится согласование профессиональных и личных планов. Многие профессии требуют ненормированного рабочего дня, что приводит к сложностям в личной жизни. К таким профессиям можно отнести врача, педагога, крупного руководителя. Есть профессии, которые приносят много радости, но не всегда бывают достаточно денежными (по крайней мере, с самого начала), чтобы человек мог достойно содержать семью.
Таким образом, многие профессии существенно затрудняют построение личной жизни. Хотя, с другой стороны, исследования подтверждают, что профессионально состоявшиеся женщины становятся более ответственными матерями, умеющими находить баланс между опекой и предоставлением независимости.
В-четвертых, неопределенность в планировании карьерного роста становится еще одним существенным недостатком довольно большого количества профессий. Например, профессия педагога дает относительно мало вариантов для построения карьеры.
Другие профессии предоставляют множество разнообразных возможностей (юрист, менеджер, экономист...).
Однако в этом случае человек может испытывать и дискомфорт из-за необходимости все время выбирать направление дальнейшего движения по карьерной лестнице. А есть профессии, в которых таких вариантов немного, зато понятно, в каком направлении двигаться. Тот же педагог может строить административную карьеру — стремиться стать методистом, завучем, директором, инспектором, наконец, министром образования. Другим вариантом карьеры педагога становится разработка своей технологии обучения, создание обучающей программы. Педагог может строить и полукоммерческую карьеру, если будет ориентирован на частное образование, создание собственной школы или учебного центра. Каждый человек выбирает для себя то, что ему важнее: иметь много возможностей для построения карьеры, но не иметь никаких гарантий или иметь небольшое количество гарантированных вариантов.
Нельзя забывать и о том, что карьерный рост в каждой профессии обусловлен факторами возраста и пола.
Например, в сфере юридических услуг, банковском деле можно делать карьеру и очень молодым. В политике, на государственной службе существует понятие возрастного ценза, т.е. того возраста, с которого можно начинать движение по карьерной лестнице. Вообще работа в государственных структурах предъявляет больше требований к возрасту служащих. В частном же секторе при оценке карьерных возможностей специалиста гораздо важнее его опыт работы, а возраст и профессиональный стаж — не всегда взаимосвязанные величины. Несмотря на то, что эмансипация затрагивает многие сферы жизни, женщине не всегда легко сделать карьеру в сфере технического производства, политического управления. Мужчине, в свою очередь, тоже не так легко пробиться в сфере социальных услуг.
В-пятых, трудность в оценке результатов труда составляет серьезную проблему для ответственных людей. Есть много профессий, в которых результат труда — налицо: сделал и любуйся тем, что сумел. Но есть профессии, в которых, несмотря на сильную занятость и значительные затраты сил, результат труда увидеть сложно. Это может отрицательно сказываться на психологическом состоянии человека. Представители каких профессий чаще всего сталкиваются с этой трудностью? В первую очередь медики и социальные работники. Ведь не всегда усилия профессионалов увенчиваются успехом. Отложенный во времени результат труда характерен для профессий, ставящих целью преобразование человеческого сознания (учитель, психолог).
В-шестых, есть много профессий, в которых высока степень риска для здоровья, как физического, так и психологического. Моральные нагрузки иногда тяжелее переносить, чем физические. Высокие моральные нагрузки у руководителей, людей, занятых в торговле. Иногда, адаптируясь к таким нагрузкам, человек становится более черствым, невнимательным. Иногда по этой же причине люди начинают расслабляться с помощью алкоголя. Практически любая профессия имеет свою цену в виде профессиональных болезней. Поэтому нужно быть готовым к тому, чтобы найти пути компенсации затрат здоровья.
Таким образом, любые объективные характеристики профессии, в том числе и ее минусы, приобретают значение в связи с индивидуальными особенностями человека. Если у человека есть предрасположенность к тому или иному заболеванию, профессия может ее усилить или, наоборот, не дать ей развиться. Если человек честолюбив, стремится к построению карьеры, то ему не стоит выбирать профессию, где все возможности карьерного роста четко расписаны. Поэтому, выбирая будущую профессию, необходимо правильно оценивать свои особенности.
Если же профессия вам очень нравится, но смущают ее недостатки, нужно подумать, что им можно противопоставить.
Для этого попробуй по шкале от 0 до 4 (0 — самый низкий балл, 4 — самый высокий) оценить каждую из представленных в таблице трудностей профессии, которую ты выбрал.
Типичные недостатки |
Профессии, в которых данные недостатки представлены в значительной степени |
Профессии, в которых данные недостатки представлены на среднем уровне |
Профессии, в которых данные недостатки представлены слабо или не представлены |
Риск для физического здоровья |
|
водитель автотранспорта, спортсмен, врач, программист
|
|
Психологичес-кие нагрузки |
врач-хирург, тренер, артист, руководитель крупной организации |
юрист, педагог, психолог, водитель автотранспорта, машинист
|
|
Ненормирован-ный рабочий день |
ученый, педагог, сотрудник службы спасения, «скорой помощи», артист, менеджер, журналист, писатель
|
переводчик, диктор радио и телевидения, программист, секретарь-референт, личный водитель |
рабочий, продавец и др. |
Длительное время профессиональной подготовки
|
|
|
деятельность, не требующая высшего образования |
Затруднен карьерный рост |
профессии со средним образованием |
педагог, психолог, менеджер среднего звена (узкий специалист), журналист |
|
Жесткий контроль со стороны других |
служба в армии, работа в органах безопасности, охранном агентстве, на высокоточном производстве, торговля
|
врач, |
художественное творчество, предпринимательство |
Определи, какие трудности профессии ты оценил выше всего. Попробуй ответить на следующие вопросы.
1. Как бы ты мог преодолеть негативные стороны профессии?
2. Какие твои личностные качества помогут примириться с трудностями, а какие могут обострить их проявление?
3. Наличие какой трудности в выбранной профессии кажется тебе наиболее неприятным?
перейти к профориентационным центрам→
__________________________
Это может быть интересным: