Компьютерные симуляции - это максимально приближенная к реальности имитация процессов управления и принятия решений. Участники управляют компанией, выбирают стратегические цели для ее развития, принимают пошаговые тактические решения, выстраивают взаимоотношение с клиентами, персоналом и акционерами, т.е. решают все те задачи по управлению, с которыми сталкиваются топ-менеджеры любой крупной корпорации.
Изначально этот метод активно применялся на Западе, однако наравне с case studies он пришел и в российские бизнес-школы. Данный подход близок к деловой игре и представляет собой виртуальную симуляцию различных явлений в бизнесе.
Структура метода:
Первый этап – участники привыкают к рабочим интерфейсам, учатся считывать информацию о рынке и действиях конкурентов.
Второй – предпринимают взвешенные шаги.
На третьем этапе команды уже полностью осознают и понимают процесс управления
бизнесом. Тогда же начинают негативно сказываться последствие ранее принятых решений. На этом этапе очень важно дать участникам возможность взвесить и осознать взаимосвязь между их идеями, решениями и результатом.
Момент, выбранный для завершения игры должен с одной стороны быть радостным и запоминающимся (каждая команда наконец-то выходит в плюс и начинает генерировать прибыль), а с другой стороны, приходит понимание того, какое решение и как повлияло на тот или иной результат. Только в этом случае у участников возникает «инсайт» - осознание того, как простые вещи могут существенно влиять на результат.
Преимущества метода:
- Возможность менять параметры и задавать самые разные условия моделирования, что в свою очередь учит оперативному реагированию на происходящие изменения.
- Развитие понимания комплексного подхода к бизнесу. Симуляция – это прекрасная возможность продемонстрировать основы тимбилдинга, сформировать у менеджеров общее понимание бизнеса, которое необходимо руководителям, начиная от среднего управленческого уровня и заканчивая самым высоким уровнем руководства.
- Эмоциональное переживание за результат; участники радуются и ликуют, заняв первое место на рынке, горюют, теряя прибыль, страдают от плохо спрогнозированных продаж и агрессивных действий конкурентов. Это создает высокий уровень и вовлеченности, и усвоения знаний. Такого уровня тяжело добиться другим методом – семинаром или тренингом.
- При всем накале эмоций и напряжении нервов, по отзывам самих участников, их более всего радует безопасность принятых решений, что даёт возможность опробовать ряд абсолютно абсурдных действий, самый невероятный сценарий управления компании, проверить свои гипотезы в действии, и худшее, что с ними может случиться – осознание ошибочности их решений.
Минусы метода:
- Высокие требования к уровню аудитории: как правило, имеет смысл предлагать симуляционные игры для уровня сотрудников не ниже уровня руководителей, тогда обсуждение вопросов тактики и стратегии компании не будет разговором об очень далеких и теоретических вещах.
- Риск перейти полностью на игровой процесс. В этом случае, участники сконцентрированы на победе или поражении, а не на решении учебных задач.
РЕКОМЕНДАЦИЯ: делайте симуляционную игру подытоживающей «учебной год», когда есть возможность в течение года дать необходимые базовые знания в привычном формате тренинга или семинара или, как вариант, проводить виртуальные сессии до или после игры.
Несмотря на все плюсы и минусы метода, многие исследователи сходятся во мнении, что бизнес-симуляция – это не только игра, интересная и азартная, это настоящий выверенный процесс совершенствования бизнес-мышления.
___________________________
Это может быть интересным:
Топ мировых бизнес-школ по DMBA
Топ мировых бизнес-школ EMBA-2010