Case-studies, case method или метод изучения конкретных ситуаций (кейсов) возник в Harvard Business School в 1924 году. Этот метод обучения, как отмечают многие исследователи, стал одной из "фирменных" технологий бизнес-образования.
Исторически метод конкретных ситуаций возник в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Его главной особенностью было изучение студентами прецедентов, из юридической или деловой практики с упором на самостоятельное ознакомление, в процессе которого просматривалось и анализировалось большое количество практического материала. В 1910 г. профессор Копленд (Copeland) стал первым использовать метод студенческих дискуссий по итогам анализа конкретных ситуаций из жизни бизнеса. Первый сборник конкретных ситуаций был выпущен в 1921 г. (The Case Method at the Harvard Business School). С тех пор Гарвардская школа бизнеса выступает в качестве лидера и главного пропагандиста метода сase-studies. В последствии case method приобрел четкий технологический алгоритм, стал активно использоваться не только в американском, но и в европейском бизнес-образовании.
Стандартный кейс - это от 10 до 30 страниц текста, которые содержат детальное описание деятельности компании, ее положения на рынке, а также ситуации, с которой столкнулся менеджмент. Около трети всей информации - это графики, схемы и таблицы, характеризующие деятельность компании и описываемую ситуацию в цифрах. |
Акцентирование внимания на активном участии студентов в изучении и обсуждении конкретных ситуаций — это отличительная особенность именно европейского стиля обучения. Поэтому метод кейсов стал очень популярен в обучении по программам МВА на Западе, где обсуждение случаев из практики бизнеса занимает около 40% времени от общего курса обучения. Кейсы объемны и намеренно содержат избыточные данные, чтобы полностью воссоздать реальную ситуацию.
В России метод сase-studies также применяется весьма активно, однако часто используются так называемые «мини-кейсы». Описание ситуации в них более краткое и отражает только суть проблемы. Это вызвано, прежде всего, тем, что популярное на Западе дневное (full-time) обучение МВА не так распространено в России, и у студентов просто недостаточно времени для анализа избыточного материала.
Несколько иной подход к использованию метода кейсов в России отчасти связан и с тем, что создание кейсов — дорогой и очень трудоемкий вид деятельности. К тому же, применение метода осложняется информационной замкнутостью многих российских компаний и быстрым изменением экономических условий, в которых вынуждены действовать участники рынка. Решение проблемы может частично или даже полностью утратить актуальность менее чем за год.
Особенности метода
Метод Case-studies используют как принципиально необходимое дополнение к лекционной методике преподавания программ МВА. Он эффективен, прежде всего, для формирования таких ключевых профессиональных компетенций менеджеров в процессе обучения, как коммуникабельность, лидерство, умение анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принятие решений в условиях стресса и недостаточной информации.
Метод сase-studies предполагает:
- подготовленный в письменном виде пример реальной ситуации из практики бизнеса, или смоделированный под реальные условия кейс;
- самостоятельное изучение и обсуждение ситуации студентами;
- совместное обсуждение ситуации в аудитории под руководством преподавателя;
- следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".
Примечание: Разработка ситуаций, являясь творческим процессом, в содержательном отношении не формализуется, а конечный результат может быть неожиданным для автора.
НА ЗАМЕТКУ: Некоторые школы участвуют в так называемых конкурсах кейсов — MBA Case Competition. Это соревнование между командами нескольких учебных заведений в анализе бизнес-кейсов, ситуаций из реальной деловой практики. Кейсы касаются, как правило, вопросов стратегического управления, маркетинга, производственной деятельности. Могут также присутствовать аспекты этики и управления персоналом. Компании-рекрутеры и работодатели рассматривают результаты участия в MBA Case Competition как дополнительное преимущество при найме на работу.