ВНИМАНИЕ: C 2012 года Российское государство более не регулирует деятельность бизнес-школ: вступили в силу поправки к закону «Об образовании», делающие невозможными выдачу госдипломов MBA для выпускников программ дополнительного образования. Поэтому государственные стандарты МВА и блоки дисциплин являются на сегодняшний день устаревшими.
Перечень Б.
Конкретные образовательные результаты *
Блоки дисциплин (по однородной тематике)
СБ – Среда бизнеса
I. СБ. Экономико-правовая среда бизнеса
- понимать значение макроэкономических факторов для деятельности компании, закономерности экономического поведения производителей и потребителей в условиях рынка, опираясь на знание экономической теории;
- ясно осознавать современные проблемы и перспективы социально-экономического развития России (и своего региона);
- усвоить юридические понятия и понимать механизм, регулирующий предпринимательскую и иную деятельность организаций в правовой системе РФ.
II. СБ. Корпоративное управление
- сформировать современное понимание корпоративного управления, включая отношения собственников и менеджеров, взаимодействия бизнеса и общества и другие;
- воспринять концепции социальной и экологической ответственности бизнеса, выработать приверженность цивилизованным этическим нормам его ведения.
III. СБ. Институциональные отношения
- уметь рассматривать экономику и бизнес с позиций общественных институтов и институциональных инструментов;
- уметь осознавать и оценивать влияние, которое институциональные отношения (собственности, слияний и поглощений, взаимоотношений государства и бизнеса и т.п.) оказывают на деятельность компании
Ф – Управление финансами
I. Ф1. Финансово-кредитная система
- понимать и учитывать при управлении организациями устройство и принципы работы финансовых рынков, характер финансово-банковской, налоговой, бюджетной системы;
- понимать сущность и вырабатывать навыки отношений с финансово-кредитными организациями.
I. Ф2. Бухгалтерский учет и финансовый анализ для менеджеров
- иметь ясное и конкретное представление о бухгалтерском (финансовом и управленческом) учете как о базе принятия управленческих решений;
- понимать содержание основных форм бухгалтерской (финансовой и управленческой) отчетности: баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и др.;
- уметь методически грамотно использовать финансовый анализ для обоснования текущих и стратегических управленческих решений.
II. Ф3. Управление финансами фирмы
- понимать сущность базового инструментария финансового менеджмента, таких как: формулировка финансовых целей, оценка стоимости компании, инвестиционных проектов, методы финансирования компании и других;
- правильно интерпретировать влияние операций на финансовых рынках на стоимость компании;
- знать основы внутрифирменного бюджетирования и уметь грамотно применять их при принятии управленческих решений;
- уметь оценивать финансовые риски и владеть механизмами их нейтрализации.
III. Ф4. Финансовые технологии
Конкретизировать и углубить знания и навыки в области бухгалтерского учета, финансового анализа и финансового менеджмента для выработки компетенций, наиболее соответствующих своим задачам и карьерным предпочтениям с учетом предоставляемых возможностей (по выбору образовательного учреждения, а также слушателей), что включает:
- ознакомление с различными технологиями в области оптимизации структуры капитала корпорации, формирования ее инвестиционной и дивидендной политики;
- умение применять портфельный подход к финансовому управлению;
- овладение основными принципами принятия управленческих решений на основе оценки стоимости компании;
- использование инструментов и механизмов финансового рынка при взаимодействии с соответствующими подразделениями компании и внешними контрагентами;
- освоение специфики управления финансами в конкретных отраслях;
- другие возможности.
М – Менеджмент
I. M1. Эволюция управленческой мысли, системный подход к управлению освоить основы теории менеджмента организаций, понимать различия теоретических школ и парадигм, уметь применять системный и ситуационный подходы для анализа и для решения практических проблем менеджмента.
II. М2. Общий и операционный менеджмент
- понимать сущность и структуру процесса принятия управленческих решений и решения проблем;
- уметь ставить цели и задачи в бизнесе и менеджменте, определять показатели их достижения;
- иметь ясное понимание современных форм и методов планирования в организациях и сфер их применения, формирования организационных структур управления, управления персоналом, управления знаниями в условиях организационных изменений;
- овладеть основными знаниями и навыками использования количественных показателей, статистических методов и экономико-математических моделей обоснования решений в бизнес-ситуациях;
- освоить и применять основные концепции, методы, принципы эффективной организации операций, понимать значение, сущность и методы управления логистикой;
- развивать предпринимательство в современных условиях.
II. М3. Стратегический менеджмент
- выработать навыки стратегического мышления, достичь знания основных положений теории, а также практики стратегического планирования и управления на уровне, позволяющем понять и обоснованно формулировать стратегию фирмы;
- уметь позиционировать фирму на рынке, выбирать целесообразные сферы ее бизнеса в настоящем и будущем, владеть основами формирования и удержания устойчивых конкурентных преимуществ и корневых компетенций фирмы;
- понимать и обеспечивать увязку стратегии с организационной структурой и другими элементами организационной системы, включая лидерство, персонал и организационную культуру
III. М4. Управленческие технологии
Конкретизировать и углубить знания и навыки в применении разнообразного инструментария управления организациями по следующим аспектам (по выбору образовательного учреждения и слушателей):
- уметь выбрать адекватные формы контроля и применять их в практической работе;
- быть ориентированным на повышение качества деятельности и владеть соответствующими концепциями и методами;
- более углубленно освоить разнообразный инструментарий и стратегического анализа и планирования в различных сферах его использования с учетом влияния рисков и неопределенностей;
- освоить методы построения бизнес-плана;
- овладеть подходами к совершенствованию управления на основе структуризации и реинжиниринга бизнес-процессов;
- овладеть основами прикладного инструментария для совершенствования конкретных функций управления организацией на уровне, позволяющем эффективно взаимодействовать со специалистами в конкретных областях;
- другие подходы и инструменты менеджмента организаций.
Человек в организации
I. M5. Организационное поведение
- понимать поведенческую, социокультурную, институциональную природу организаций и уметь учитывать эти аспекты в практике принятия и реализации управленческих решений;
- овладеть основами теории организационного поведения, включая мотивацию, лидерство, групповую динамику, управление конфликтами, организационные изменения и развитие и др., на уровне, позволяющем применять их в интеллектуальном процессе и в практической работе.
II. М6. Система управление человеческими ресурсами
· быть способным организовывать, возглавлять и практически осуществлять управление человеческими ресурсами в организациях, включая планирование и организацию кадровой работы;
· формирование организационной культуры; управление конфликтами; осуществление организационных изменений и т.п.
III. М7. Лидерство
- критически анализировать теории, конкретные модели, методы, приемы руководства и применять их для управления людьми в организации;
- понимать сущность лидерства и принимать на себя роль лидера.
Управление информацией
I. M8. Информационные системы и технологии
- понимать процесс, связанный с накоплением, организацией, запоминанием, обновлением, хранением данных и поиском информации (управление данными), включая технологии информационной безопасности;
- понимать природу информационных технологий и информационных систем и их роль в бизнесе.
II. М9. Управление информацией и знаниями
- уметь формировать стратегию компании в области информационных технологий и информационных систем;
- освоить основы теории и прикладных форм управления знаниями.
III. М10. Телекоммуникационные квалификации
- получить практические навыки по поиску и использованию информации для принятия решений, управлению данными, управлению созданием и эксплуатацией информационных систем;
- достичь высокой квалификации в пользовании компьютерной и офисной техникой;
- активно и эффективно пользоваться Интернетом для сбора информации, исследований, анализа, обоснования решений.
Ма – Маркетинг
I. Ma. Общий маркетинг
- понять и осознать место, роль и сущность маркетинга в системе управления компанией на теоретическом и прикладном уровнях;
- выработать навыки маркетингового мышления и понимания процесса формирования маркетинго-ориентированной компании и маркетинговой деятельности.
II. Ма. Управление маркетингом
- обладать способностью разработать, обосновать и организовать реализацию маркетинговых планов и программ в рамках стратегии развития компании на целевом рынке;
- уметь организовывать функцию маркетинга в компании.
III. Ма. Маркетинговые технологии
- понимать специфику использования современных маркетинговых технологий на различных типах рынков и в различных сферах бизнеса;
- более углубленно ознакомиться с современными маркетинговыми технологиями (по выбору образовательного учреждения и слушателей) и овладеть навыками их использования в условиях реального рынка в целях эффективного взаимодействия со специалистами-маркетологами.
МБ. – Международный бизнес и менеджмент
I. МБ. Международная среда бизнеса
- понимать характер, структуру, особенности международных экономических отношений и международной торговли, оценивать влияние этих факторов на свой бизнес;
- уметь ориентироваться в источниках международной информации и использовать ее при ведении бизнеса
II. МБ. Внешнеэкономические отношения и деятельность
- ориентироваться в вопросах международной конкуренции и мировых товарных рынков, как в целом, так и в своей отрасли;
- обладать способностью решать вопросы менеджмента внешнеэкономических операций с позиций организации в целом;
- овладеть принципами ценообразования, валютно-финансовых отношений в международной торговле и подходами к их применению на практике;
- понимать проблемы и деятельность на международных рынках интеллектуальной собственности.
III. МБ. Технологии международного бизнеса
Конкретизировать и углубить знания и навыки в области международного бизнеса по следующим аспектам (по выбору образовательного учреждения и слушателей)
- овладеть основами составления контрактов купли-продажи, защищающих юридические и финансовые интересы компании;
- ориентироваться в вопросах логистики и международных перевозок, таможенного регулирования, страхования внешнеторговых грузов, владеть техникой составления корреспонденции, в том числе, с иностранными партнерами;
- продемонстрировать умение выработать стратегию и тактику переговоров с иностранным партнером по согласованию условий конкретной международной сделки и использовать это на практике;
- другие аспекты.
ЛП. – Личностное и профессиональное развитие
ЛП 1. Профессиональные навыки менеджера
- развить в процессе прохождения программы МВА навыки обучения, работы с информацией, аналитических исследований и подготовки документов для целей организационного управления;
- приобрести понимание процесса переговоров и навыки их проведения;
- развить в себе качества лидера и реформатора, используя современные методы и опыт;
- понимать сущность предпринимательства и развивать в себе предпринимательское мышление и поведение;
- владеть эффективными бизнес-коммуникациями, умением говорить, слушать, применять различные методы и технические средства, повышающие эффективность коммуникаций;
- владеть методами общения с подчиненными и воздействия на них, начиная с приема на работу и заканчивая поведением в группе, мотивацией и управлением конфликтами;
- обладать знаниями и навыками командообразования и работы в команде;
- осознавать сущность и специфику процесса социализации в организациях, уметь интегрироваться в новый коллектив, обретать и поддерживать статус, адекватный своей роли;
- развивать в себе личностные качества (волю, решимость, чувство ответственности, поддержание физической формы и др.), требуемые руководителю.
ЛП 2. Программа развития карьеры
- быть способным определить перспективу своего карьерного роста и/или личные ориентиры достижения успеха в бизнесе;
- уметь составить личный карьерный план, определить потребности и задачи в обучении для его реализации, а затем выполнить эти задачи.
ЛП 3. Английский язык
- участвовать в профессиональном общении: при знакомстве, на переговорах и в бизнес-презентациях;
- понимать значение бизнес-терминологии в оригинале и грамотно использовать ее в работе с литературой, документами и в общении;
- активно использовать иностранные источники для самообучения (чтение).
И. Интегративы.
И 1. Прикладные проекты
- быть способным (в команде или индивидуально) структуризовать и формально представить проблему в виде проекта, предназначенного для реализации;
- освоить и уметь применять (на начальном уровне) разнообразные инструменты и методы (включая программное обеспечение) управления проектами;
- ознакомиться с формами организации управления проектами, инициировать и возглавлять их практическое применение;
- овладеть на теоретико-методическом и практическом уровнях основами финансирования, материально-технического и кадрового обеспечения проектов (от планирования до реализации).
И 2. Консультирование
- понимать значение консультирования для управления и уметь работать с квалифицированными консультантами;
- овладеть на начальном уровне основами и приемами управленческого консультирования и использовать его для повышения эффективности своей работы.
И 3. Стажировки
- понимать культурное разнообразие управленческой среды и управленческих проблем, уметь приспосабливаться к их специфике;
- владеть основами понимания кросс-культурных различий и взаимоотношений;
- обладать способностью к обучению в международной среде.
И 4. Межфункциональные деловые игры
· понимать значение деловых игр как комплексного инструмента анализа и решения проблем бизнеса и управления и выработать навык участия в них, в том числе, на основе компьютерных симуляций, продуктивно их использовать для своего развития и для решения управленческих задач.
И 5. Аттестационный проект
- быть способным сформулировать и исследовать крупную организационную проблему стратегического характера;
- обладать знанием концепций и методов проведения исследований, навыками работы с научной литературой, использования статистики и баз данных, методов сбора релевантной информации, ее анализа и синтеза для выработки обоснованных решений проблем управления и применять их в конкретных ситуациях;
- обладать умением подготовки письменной работы и ее презентации как итога обучения по программе МВА.
______________________________
* Приведенные формулировки носят рекомендательный характер; по усмотрению образовательного учреждения они могут быть модифицированы, расширены, сокращены, исходя из миссии, целей и задач специализации программы с учетом конкретного состава дисциплин в каждом блоке.
___________________________
Это может быть интересным:
Классификация слушателей бизнес-школ
Лист ожидания при поступлении на MBA