Российская система бизнес-образования представляет собою сложное сочетание элементов американской и европейской модели МВА программ с различными методами обучения.
Все методы российского бизнес-образования можно разделить на два типа:
- Традиционные (лекции и семинары)
- Специальные (разбор кейсов, тренинги по тимбилдингу, деловые игры, компьютерная симуляция, коучинг).
Традиционные методы обучения
С традиционными методами - лекциями и семинарами все прекрасно знакомы по обучению в вузе. Их роль в процессе получения степени МВА также весьма велика: лекции дают студентам необходимые знания, которые используются как основа обучения. Семинарские занятия помогают понять и обсудить информацию, полученную на лекциях. В целом на данный момент среди российских бизнес-школ отмечается тенденция сокращения процента лекционных курсов в пользу новых методов обучения.
Специальные методы обучения
Одно из главных отличий программы МВА от прочих заключается в ориентации на практическое применение знаний. Поэтому именно бизнес-образорание наиболее активно использует нетрадиционные методы, среди которых следует отметить case-studies, элементы тренинга, проведение деловых игр, метод симуляции. Все эти подходы являются по своей сути «активными» и используют реальные примеры из практики.
Специальные методы обучения отличаются от традиционных тем, что требуют гораздо большего вовлечения слушателей в процесс обучения. Они вызывают интерес у студентов и, дополняя традиционные, являются необходимым элементом бизнес-образования. При этом командное обсуждение проблемы часто формирует у студентов новый взгляд на уже знакомые им вопросы. Во время обсуждения кейсов происходит постоянный обмен опытом между преподавателями и студентами: последние часто приносят с собой факты из реальной практики, связанной с их непосредственной работой.
Соотношение традиционных и специальных методов обучения варьируется от школы к школе. Например, Harvard Business School считается ориентированной на разбор кейсов, a Wharton - на лекции. Однозначного мнения о том, какой из методов лучше, существовать не может. Ясно лишь, что сочетание разных методов в пропорции, правильной для данной программы, обеспечивает универсальную подготовку менеджеров - выпускников программ МВА.
__________________________
Это может быть интересным: