В настоящее время принято выделять две модели бизнес-обучения: американскую и европейскую.
Классическая модель американской МВА программы представляет собой двухгодичный курс. Первый год посвящен фундаментальным основам менеджмента, а второй включает в себя либо углубленное изучение отдельных аспектов, либо набор дополнительных курсов, позволяющих получить специализированную программу МВА.
Изначально преподавание в европейских школах велось по образцу американских программам. Но со временем европейцы выработали свою, несколько упрощенную, но приближенную к практике модель бизнес-образования. И сегодня европейские бизнес-школы имеют некоторые черты, отличающие их от американских.
В то время как американцы практикуют «дженералистский», фундаментальный подход к бизнес-образованию, европейцы предлагают более широкий выбор различных специализаций, с большим количеством оригинального, нетрадиционного для MBA контента и педагогических новшеств.
Академическая составляющая очень сильна в американских бизнес-школах из-за большого количества квалифицированных профессоров и очень больших средств, вкладываемых в исследования по бизнес-образованию. В Европе усилили прагматическую составляющую МВА, сократив количество вводных общих курсов.
Продолжительность обучения в европейских бизнес-школах обычно составляет около года (10-15 месяцев), в то время как в США наиболее престижные школы предлагают двухгодичные программы. Плата за обучение в Европе значительно ниже, чем в Америке, что дает хорошее соотношение цены и качества.
Тем не менее, сокращение срока обучения не всегда положительно сказывается на качестве обучения. Во многих американских вузах существуют отдельные дни, когда слушатели не учатся, а общаются, обмениваются опытом, что немаловажно. А европейцы сокращают программу до минимума, делая ее очень интенсивной.
При этом в Европе придают очень большое значение наличию у соискателя опыта работы, в результате чего студенты европейских бизнес-школ обычно старше их американских коллег. Большинство европейских программ включает в себя подготовку диссертации на базе данных реально работающих организаций. В свою очередь, североамериканские бизнес-школы делают ставку на высокий академический потенциал студентов, оценивая его по результатам GMAT. В то же время они принимают студентов с небольшим опытом работы и даже не имеющих такового.
Существуют также и другие особенности европейских бизнес-школ. Например, число иностранных студентов в таких европейских бизнес-школах, как HEC и London Business School, составляет 75 и 85 % соответственно, в то время как в крупнейших американских бизнес-школах Stanford и Harvard их доля составляет лишь 30 %.
В то же время, ежегодный набор в ведущие бизнес-школы в США намного больше, чем в европейских школах. Среднее количество студентов, проходящих очное обучение на одном курсе в американской бизнес-школе, составляет 287 человек, а в европейской - 124.
Несмотря на то что лучшие американские бизнес-школы занимают сегодня лидирующие позиции во всех мировых рейтингах и составляют порядка 80 % от общего количества школ во всем мире (т.е. 4 школы из 5 находятся в США), следует признать чрезвычайно быстрый прогресс европейских, канадских, австралийских и азиатских бизнес-школ.
Некоторые эксперты считают, что уже сегодня европейские программы МВА, наряду с программами азиатского региона, создают серьезную конкуренцию бизнес-образованию США. Американские исследователи серьезно опасаются за лидерство в этой области, так как за сравнительно небольшой период большое количество программ МВА за пределами США стали очень популярными.