Остались вопросы?Задайте их
в разделе
вопросы
Вопросов:6902
Ответов:30951

Метод case-studies

18 Июль 2012
Тематика: MBA, методы обучения

Case-studies, case method или метод изучения конкретных ситуаций (кейсов) возник в Harvard Business School в 1924 году. Этот метод обучения, как отмечают многие исследователи, стал одной из "фирменных" технологий бизнес-образования.

Исторически метод конкретных ситуаций возник в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Его главной особенностью было изучение студентами прецедентов, из юридической или деловой практики с упором на самостоятельное ознакомление, в процессе которого просматривалось и анализировалось большое количество практического материала. В 1910 г. профессор Копленд (Copeland) стал первым использовать метод студенческих дискуссий по итогам анализа конкретных ситуаций из жизни бизнеса. Первый сборник конкретных ситуаций был выпущен в 1921 г. (The Case Method at the Harvard Business School). С тех пор Гарвардская школа бизнеса выступает в качестве лидера и главного пропагандиста метода сase-studies. В последствии case method приобрел четкий технологический алгоритм, стал активно использоваться не только в американском, но и в европейском бизнес-образовании.

Стандартный кейс - это от 10 до 30 страниц текста, которые содержат детальное описание деятельности компании, ее положения на рынке, а также ситуации, с которой столкнулся менеджмент. Около трети всей информации - это графики, схемы и таблицы, характеризующие деятельность компании и описываемую ситуацию в цифрах.

Акцентирование внимания на активном участии студентов в изучении и обсуждении конкретных ситуаций — это отличительная особенность именно европейского стиля обучения. Поэтому метод кейсов стал очень популярен в обучении по программам МВА на Западе, где обсуждение случаев из практики бизнеса занимает около 40% времени от общего курса обучения. Кейсы объемны и намеренно содержат избыточные данные, чтобы полностью воссоздать реальную ситуацию.

 В России метод сase-studies также приме­няется весьма активно, однако часто используются так называемые «мини-кейсы». Описание ситуации в них более краткое и отражает только суть проблемы. Это вызвано, прежде всего, тем, что популярное на Западе дневное (full-time) обучение МВА не так распространено в Рос­сии, и у студентов просто недостаточно времени для анализа избыточного материала.

Несколько иной подход к использованию метода кейсов в России отчасти связан и с тем, что создание кейсов — дорогой и очень трудоемкий вид деятельности. К тому же, примене­ние метода осложняется информационной замкнутостью многих российских компаний и быстрым изменением экономических условий, в которых вынуждены действовать участни­ки рынка. Решение проблемы может частично или даже полностью утратить актуальность менее чем за год.

Особенности метода

Метод Case-studies используют как принципиально необходимое дополнение к лекционной методике преподавания программ МВА. Он эффективен, прежде всего, для формирования таких ключевых профессиональных компетенций менеджеров в процессе обучения, как коммуникабельность, лидерство, умение анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принятие решений в условиях стресса и недостаточной информации.

Метод сase-studies предполагает:

  • подготовленный в письменном виде пример реальной ситуации из практики бизнеса, или смоделированный под реальные условия кейс;
  • самостоятельное изучение и обсуждение ситуации студентами;
  • совместное обсуждение ситуации в аудитории под руководством преподавателя;
  • следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".

Примечание: Разработка ситуаций, являясь творческим процессом, в содержательном отношении не формализуется, а конечный результат может быть неожиданным для автора.

НА ЗАМЕТКУ: Некоторые школы участвуют в так называемых конкурсах кейсов — MBA Case Competi­tion. Это соревнование между командами нескольких учебных заведений в анализе бизнес-кейсов, ситуаций из реальной деловой практики. Кейсы касаются, как правило, вопросов стратегиче­ского управления, маркетинга, производственной деятельности. Могут также присутство­вать аспекты этики и управления персоналом. Компании-рекрутеры и работодатели рассма­тривают результаты участия в MBA Case Competition как дополнительное преимущество при найме на работу.


Источник: «Моё образование». При использовании материала ссылка на статью обязательна.
Следите за важными новостями образования в нашей группе ВКонтакте:

Комментарии (0)

Оставить комментарий
Ваше имя:
Войти через: