ВНИМАНИЕ: C 2012 года Российское государство более не регулирует деятельность бизнес-школ: вступили в силу поправки к закону «Об образовании», делающие невозможными выдачу госдипломов MBA для выпускников программ дополнительного образования. Поэтому государственные стандарты МВА являются на сегодняшний день устаревшими.
До 2012 года программы МВА регламентировались следующим образом:
В 2008 году вступила в силу новая редакция государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения квалификации «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 февраля 2008 г. N 40 «О государственных требованиях к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования – Master of business administration (MBA)»
Государственные требования
к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования – Master of business administration (MBA)»
(новая редакция)
1. Общая характеристика дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)»
1.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)» (далее – программа МВА) реализуется в соответствии с настоящими Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения указанной дополнительной квалификации (далее – Государственные требования).
1.2. На программу МВА принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование (по любой специальности или направлению подготовки), подтвержденное документом государственного образца, и стаж практической работы не менее 2 лет.
1.3. Обучение по программе МВА осуществляется с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от работы. Обучение, проводимое с отрывом от работы, должно продолжаться не менее 1,5 года, обучение, проводимое без отрыва или с частичным отрывом от работы – не менее 2 лет.
1.4. Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)» при любой форме обучения составляет не менее 1800 часов академической трудоемкости, из них не менее 750 часов аудиторных занятий.
1.5. Слушателям, освоившим программу MВA и успешно прошедшим итоговую государственную аттестацию, выдается диплом государственного образца о дополнительном (к высшему) образовании с присвоением дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)».
1.6. Целью программы МВА является формирование профессиональных управляющих на основе усиления и развития предыдущего опыта работы в бизнесе и менеджменте, приобретения на продвинутом уровне новых знаний об организациях, действующих в современной деловой среде, выработке компетенций по их применению в различных, в том числе, не типичных, деловых ситуациях, формированию способности к управлению в условиях перманентных изменений и неопределенности.
Указанное предусматривает подготовку слушателей к ролям лидеров и реформаторов в организациях; развитие у них стратегического мышления, предпринимательских навыков, способностей к инновациям; умение применять знания в области бизнеса и менеджмента к комплексным деловым проблемам в разных ситуациях; приобретение и развитие межличностных навыков работы в группах; способность к самоменеджменту, непрерывному обучению и личностному развитию.
1.7. Преимущественной сферой профессиональной деятельности обладателей квалификации «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)» является управление организациями или их структурными подразделениями в любых отраслях бизнеса, предусматривающее самостоятельное решение управленческих задач комплексного, межфункционального, в том числе стратегического характера.
1.8. Реализация программы МВА с использованием преимущественно дистанционных образовательных технологий регулируется отдельным документом.
2. Требования к содержанию программы МВА
2.1. Образовательное учреждение должно определить миссию (главную цель) программы МВА, учитывающую специфику программы МВА, характеристики групп слушателей и конечные результаты обучения в виде набора знаний, умений и навыков, доведенных до уровня компетенций, формирующих способности самостоятельно применять их в практических ситуациях управленческой деятельности.
2.2. В процессе обучения слушатель должен приобрести необходимые для общего руководства организациями теоретические знания, умения и практические навыки как по общему менеджменту (целеполагание, принятие решений, планирование и контроль на операционном и стратегическом уровнях и т.п.), так и в отдельных дополняющих его функциональных и иных областях организационной деятельности.
К указанным знаниям, умениям и практическим навыкам относятся:
- правовые, этические, экономические, социальные и другие внешние условия деятельности организации на национальном и глобальном уровне;
- концепции и процессы, относящиеся к производству и маркетингу товаров и/или услуг;
- финансирование предприятия, общее представление о бухгалтерском учёте и управлении финансами;
- организационное поведение, корпоративная культура, управление персоналом, организационные коммуникации, нововведения и изменения;
- анализ статистических данных и понимание возможностей количественных методов для управления и обеспечения процессов принятия решений в организациях;
- информационные технологии с точки зрения их влияния на структуры и процессы в организации и деятельность менеджеров;
- политика и стратегия развития бизнеса;
- лидерство и предпринимательство;
- новые тенденции развития и подходы к бизнесу и менеджменту такие, как глобализация и международный бизнес, электронная коммерция, управление инновациями и знаниями, социальная ответственность бизнеса и другие;
- другие специфические управленческие знания и навыки, которые бизнес-школа определяет самостоятельно, исходя из своей миссии, отраслевой и научной специфики, особенностей контингента слушателей.
2.3. Допускается функциональная и иная специализация в рамках программы MBA («MBA – маркетинг», «MBA – финансы», «MBA – международный бизнес», «МВА – производственный менеджмент» и т.п.) при условии выполнения требований по подготовке профессиональных управляющих общего профиля (менеджеров-дженералистов).
Узкоспециализированные программы профессиональной переподготовки менеджеров (в области финансов, маркетинга, управления персоналом и т.п.) не относятся к категории MBA, если их учебно-тематические планы не обеспечивают сбалансированного изучения всех основных сторон управления организацией в комплексе в соответствии с пунктами 1.6. и 2.2. Государственных требований.
2.4. Образовательным учреждением должны быть утверждены требования к слушателям, поступающим на обучение по программе МВА.
2.5. Для каждой формы обучения образовательным учреждением:
- составляются отдельные учебный и учебно-тематический планы;
- определяются состав, последовательность и длительность изучаемых дисциплин и выполняемых практических работ;
- раскрывается тематика занятий и порядок их проведения по всем дисциплинам и их разделам.
Для обеспечения достижения целей программы МВА состав дисциплин должен охватывать основные функциональные области менеджмента и обеспечивать высокую интеграцию отдельных дисциплин с позиций общего управления организацией, включать дисциплины интегративного (межфункционального) характера в области стратегии и политики бизнеса, организационных реструктуризаций и инноваций, международного бизнеса, работу над прикладными проектами, участие в деловых играх и тренингах, предусматривающих комплексные решения.
2.6. В учебной программе каждой дисциплины должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органической увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми навыками, приводящими к приобретению слушателями необходимых компетенций менеджера общего профиля.
Типовой перечень образовательных результатов по программе МВА в целом (типовая структура содержания программы МВА) приведен в приложении.
2.7. Дисциплины программы МВА группируются по следующим циклам, отражающим взаимосвязанные стороны освоения научно-практического материала и выработки умений и навыков:
2.7.1. Цикл «Научные основы бизнеса и менеджмента», объединяющий дисциплины (учебные курсы или их разделы) в области экономики, права, социальной психологии, финансов, количественных методов и статистики, информатики и др., дающие основу для понимания сущности бизнеса и его внешней среды.
2.7.2. Цикл «Базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента», который объединяет дисциплины по менеджменту и стратегиям развития организации, составляющие основу профессионального подхода к решению проблем менеджмента организаций с дженералистских и функциональных позиций в стратегической перспективе.
2.7.3. Цикл «Специальные дисциплины» (обязательные и по выбору), который объединяет дисциплины функциональной, отраслевой и иной специализации программы МВА и предусматривает углубленное рассмотрение наиболее важных аспектов бизнеса и менеджмента, исходя из специфики программы МВА и целевой группы слушателей. Цикл дает возможность учесть индивидуальные предпочтения слушателей с позиций их организационных и карьерных интересов.
2.8. Изучение указанных циклов дисциплин должно осуществляться в программе МВА в совокупности не менее чем в течение 750 часов аудиторных занятий, при этом базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента и специальные дисциплины должны составлять в совокупности не менее 500 часов аудиторных занятий.
Объем аудиторных занятий дисциплин по выбору (преимущественно углубляющих дисциплин специализации) не может составлять менее 100 часов на каждого слушателя.
Исходя из целей программы МВА и контингента слушателей, пропорции между временем на изучение отдельных циклов могут изменяться по усмотрению образовательного учреждения в пределах 25 %.
2.9. Реализация компетентностного подхода в программе МВА предусматривает широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков менеджера, адекватных целям программ МВА, в рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется миссией программы МВА, особенностью контингента слушателей и содержанием конкретных дисциплин, но в целом в учебном процессе по программе МВА они должны составлять не менее одной трети аудиторных занятий.
2.10. В учебном процессе должен быть предусмотрен значительный объем индивидуальных и групповых заданий, направленных на формирование навыков и умений менеджера, посредством решения практических проблем на основе осуществления аналитической работы на примере действующей организации, выполнения прикладных проектов (в том числе, по материалам своего предприятия), написания выпускной квалификационной (аттестационной) работы, использования системы тьюторства (научно-практического руководства) и получения консультаций от специалистов-практиков, преподавателей с практическим опытом работы.
2.11. Учебный план программы МВА должен предусматривать значительный объем внеаудиторной работы слушателей, обеспечивающий суммарную трудоемкость программы МВА не менее 1800 часов, в том числе не менее 750 часов аудиторных занятий.
Часы внеаудиторной работа включаются в учебный план программы МВА при наличии оформленного методического обеспечения и обоснования времени, затрачиваемого на ее выполнение.
2.12. В программе MBA должно сочетаться рассмотрение проблематики российского бизнеса и менеджмента и зарубежного опыта управления. Конкретное соотношение между отечественной и зарубежной проблематикой должно быть обосновано спецификой миссии программы МВА и контингента слушателей.
2.13. Обладатель квалификации «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)» должен обладать знанием иностранного языка на уровне, достаточном для выполнения им своих профессиональных обязанностей.
Образовательное учреждение самостоятельно определяет необходимость подготовки слушателей по иностранному языку, форму, объем занятий и программу обучения.
Время подготовки по иностранному языку не включается в суммарную трудоемкость программы МВА и обязательный объем часов аудиторных занятий.
3. Условия реализации программы МВА
3.1. В образовательном учреждении, реализующем программу МВА, должны быть созданы соответствующие организационные, финансовые, кадровые и иные условия, позволяющие реально влиять на проведение программы МВА, четко определены полномочия и ответственность лиц, отвечающих за ее реализацию. Образовательное учреждение самостоятельно определяет уровни и порядок принятия решений по программе МВА на основе действующего законодательства.
3.2. На программу МВА объявляется отдельный прием и проводится конкурсный отбор. Вступительные испытания являются обязательными. Образовательное учреждение самостоятельно определяет содержание, процедуру и форму вступительных испытаний.
3.2. Обучение по программе МВА осуществляется на основе договоров об оплате образовательных услуг, заключаемых образовательным учреждением с физическими или юридическими лицами.
Стоимость и условия оплаты образовательных услуг по программе МВА должны быть установлены до начала обучения, утверждены руководителем образовательного учреждения и включены в договор об оплате образовательных услуг.
В случае перезачета дисциплин (в соответствии с пунктом 3.3.) стоимость образовательных услуг по программе МВА может быть снижена.
3.3. В программе МВА возможно обучение по индивидуальным планам, главным образом, в части, которая касается специальных дисциплин и дисциплин по выбору.
Образовательное учреждение имеет право перезачитывать слушателям программы МВА учебные дисциплины (в объеме не более 240 аудиторных часов), которые были освоены ими ранее при получении высшего профессионального образования или прохождении профессиональной переподготовки в этом же образовательном учреждении, а также по Президентской программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, что должно быть подтверждено документами государственного образца.
Образовательное учреждение несет ответственность за обеспечение адекватного контроля соответствия перезачитываемых дисциплин требованиям программы МВА. При получении слушателем соответствующего образования ранее, чем за 5 лет до начала обучения по программе МВА, дополнительная аттестация перезачитываемых дисциплин в письменной форме является обязательной. Ее результаты должны храниться в личном деле слушателя.
Решением ученого совета образовательного учреждения срок обучения по программе МВА для указанных выше категорий слушателей может сокращаться, при этом общий срок обучения по программе МВА не должен быть менее одного календарного года.
3.4. Обучение по программе МВА должны осуществлять высококвалифицированные преподаватели.
Не менее 60 % из тех, кто участвует в реализации циклов «Научные основы бизнеса и менеджмента» и «Базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента», должны быть штатными преподавателями образовательного учреждения, иметь ученую степень и/или звание и стаж научно-педагогической работы не менее 5 лет.
К преподаванию цикла «Специальные дисциплины» должны преимущественно привлекаться руководители и специалисты, имеющие практический опыт работы в бизнесе или же опыт научных исследований и разработок в данной предметной сфере.
3.5. По программе МВА в целом и по каждой дисциплине должен быть определен комплект обязательных и дополнительных учебно-методических материалов и гарантировано их наличие для всех обучающихся. Обязательные учебно-методические материалы входят в стоимость обучения.
3.6. Набор на конкретную образовательную программу должен составлять не менее 20 человек. При большем наборе объединение групп в лекционные потоки численностью свыше 40 человек не должно охватывать более 20 % аудиторных занятий. Высокий удельный вес (с учетом специфики дисциплин) должны составлять занятия в малых группах.
3.7. Слушатели программы МВА должны иметь возможность оценивать содержание и уровень организации учебного процесса, а также работу отдельных преподавателей для своевременного анализа и внесения корректив в учебный процесс. По итогам обучения по каждому выпуску должна осуществляться оценка слушателями программы МВА в целом.
3.8. В образовательном учреждении должна постоянно действовать система научно-методической оценки учебных курсов, контроля уровня преподавания, проводиться планомерная работа по формированию и повышению квалификационного уровня профессорско-преподавательского состава.
3.9. Слушателям программы МВА предоставляется возможность практик и стажировок на отечественных и зарубежных предприятиях, что может быть включено в образовательную программу и входить в стоимость обучения (например, по обмену) или предлагаться на добровольной платной основе. Желающим должно быть также оказано содействие в продолжении обучения за рубежом.
3.10. При реализации программы МВА предполагается обеспечение эффективного взаимодействия с ведущими менеджерами, в том числе с лицами, успешно освоившими программу МВА, с целью учета требований деловой практики и обеспечения обратной связи.
3.11. Образовательное учреждение оценивает качество освоения программы МВА путем осуществления контроля знаний слушателей по каждой дисциплине учебного плана и проведения итоговой аттестации.
3.12. Конкретные формы и процедуры промежуточного и итогового контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения слушателей до начала обучения. Контроль знаний по циклам «Научные основы бизнеса и менеджмента» и «Базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента» должен проводиться преимущественно в письменной форме.
3.13. Итоговая государственная аттестация слушателя программы МВА является обязательной, осуществляется Государственной аттестационной комиссией после освоения программы МВА в целом и предназначена для определения практической и теоретической подготовки обладателя квалификации «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)» к выполнению профессиональных задач, установленных Государственными требованиями.
Итоговая государственная аттестация включает в себя подготовку и публичную защиту выпускной квалификационной (аттестационной) работы, предусматривающей комплексное межфункциональное рассмотрение проблем управления предприятиями и организациями (тематика работы не может быть узко специализированной), и государственный квалификационный экзамен.
Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает программу и формы проведения государственного квалификационного экзамена и требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной (аттестационной) работы (на основе Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).
3.14. Образовательное учреждение осуществляет меры по содействию профессиональному и карьерному росту обладателям квалификации «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)», проводит ознакомление с базами данных о вакансиях, встречи с работодателями, организует презентации и ярмарки вакансий.
В случае необходимости образовательное учреждение выдает обладателю квалификации «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)» характеристику-рекомендацию, адресованную работодателю, представляет его в соответствующих деловых кругах и базах данных.
3.15. Материально-техническое обеспечение программы МВА должно, как минимум, соответствовать лицензионным требованиям по образовательным программам высшего профессионального образования и создавать условия для применения современных образовательных технологий в учебном процессе и для предоставления необходимых социальных услуг на время обучения.
Должен быть гарантирован эффективный доступ в Интернет в учебных и библиотечных помещениях, включая электронные базы данных, содержащие наиболее распространенные профессиональные периодические издания.
Приложение к Государственным требованиям
Типовая структура содержания программы МВА
Настоящая типовая структура содержания программы МВА конкретизирует общие требования к программе МВА с точки зрения ее принципиального содержания и должна быть принята за основу при разработке соответствующей образовательной программы, исходя из ее миссии, целей и задач, соответствующих специфике обучаемого контингента руководителей и специалистов.
Общая структура программы МВА основана на п. 1.6. и разделе 2 Государственных требований и включает в себя:
1. Тематические блоки программы МВА, соответствующие общепринятой концепции подготовки менеджеров-дженералистов.
2. Циклы дисциплин по уровням научной, профессиональной и специальной подготовки.
3. Интегративы – формы обучения действием, имеющие ясно выраженный межфункциональный характер.
4. Формы и методы личностного и профессионального развития.
Программа МВА в целом должна обеспечивать в любом из ее вариантов образовательные результаты, сформулированные ниже (Перечень А).
Для разрабатываемых и реализуемых программ этот перечень должен быть конкретизирован. В квадрантах матрицы приведены примерные названия блоков дисциплин, соответствующих реализации сформулированных образовательных результатов по программе МВА в целом.
Далее приводятся примерные образовательные результаты по каждому из блоков дисциплин (Перечень В), которые носят рекомендательный характер.
При разработке соответствующей образовательной программы на данной основе целесообразно учитывать следующие моменты:
- формулировка образовательных результатов, в конечном счете, должна быть ориентирована на выработку компетенций менеджера-дженералиста соответствующего уровня и профиля, что должно подтверждаться адекватными формами контроля достижения этих результатов;
- между тематическими блоками, а также между циклами дисциплин не должно быть жестких границ, наоборот, поощряется освоение их проблематики на взаимоувязанной, межфункциональной основе;
- циклы дисциплин лишь в наиболее общем виде задают последовательность их изучения, на деле в любой из изучаемых дисциплин может присутствовать научная, общая профессиональная и специализированная прикладная компоненты;
- типовую тематику блоков дисциплин (квадранты матрицы) не следует рассматривать как обязательный перечень их названий. Образовательные результаты по каждому блоку могут быть достигнуты на основе изучения отдельной дисциплины, нескольких взаимоувязанных дисциплин или раздела в какой-либо комплексной (охватывающей несколько тематических блоков) дисциплине.
Достижение образовательных результатов универсального характера может быть обеспечено в ходе изучения дисциплин, в полной мере учитывающих специфику конкретной сферы или объекта деятельности (отрасли, региона, компании разного размера, уровня в организационной иерархии, объявленной специализации программы МВА и т.п.);
Допустимо широкое варьирование в составе и названиях конкретных дисциплин по тематическим блокам и циклам, а также в установлении пропорций в учебных и аудиторных часах на их изучение на усмотрение образовательного учреждения. Особенно это относится к специальным дисциплинам, объединенным, в частности, в приведенном примере такими названиями как «Финансовые технологии», «Управленческие технологии» и другие. Состав прикладных (отчасти и теоретических) дисциплин может быть расширен или сокращен, также как и аргументировано скорректированы образовательные результаты по блокам дисциплин в зависимости от миссии и специализации программы МВА, но без ущерба для достижения образовательных результатов по программе МВА в целом.
Следует стремиться к тому, чтобы личностное и профессиональное развитие обеспечивалось всем процессом обучения, а не только (и не столько) специальными занятиями, тренингами по указанной тематике. Это повышает роль активных методов обучения во всех курсах.
Аналогичным образом формы обучения интегративного характера, как правило, имеют множественные образовательные результаты, вносят вклад в достижение целей различных блоков дисциплин и должны занимать в программе МВА большое место.
Важной целью обучения по программе МВА в российских школах бизнеса является позитивное воздействие на ценности и поведенческие установки слушателей, ориентиры для которого также приведены в настоящем приложении.
Таким образом, образовательные программы в рамках данной типовой структуры могут и должны быть весьма разнообразными, но, вместе с тем, инвариантными по отношению к достижению общих образовательных результатов, соответствующих Государственным требованиям.
Источник: base.garant.ru