Политехники открыли мемориальную доску профессору — участнику трёх войн

Мемориальную доску Почётному профессору Томского политехнического университета, участнику трёх войн — против Финляндии, Германии и Японии — Ивану Тихомирову накануне Дня Победы открыли возле десятого корпуса вуза.

Профессор Тихомиров проработал в вузе почти до своего 90-летнего возраста, более 50 лет готовил инженеров-физиков для атомной промышленности.

«Мы открываем мемориальную доску человеку уникальному. Это гвардеец, человек, который прошел дорогами трех войн, несколько раз был тяжело ранен, контужен, имеет серьезные боевые награды. <…> Он гвардеец и по своему труду, потому что если взять работу Ивана Арсентьевича за образец и примерять по нему работу всех остальных, то мало, кто сможет претендовать на увековечивание своей памяти в виде мемориальной доски»,

— сказал на открытие ректор ТПУ Пётр Чубик.

Иван Арсентьевич родился в крестьянской семье, очень хорошо учился в школе. В 1939 году поступил в Ленинградский политехнический институт, на физико-механический факультет, но буквально через несколько месяцев был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. После окончания трех войн, уже в возрасте 25 лет, он продолжил обучение в Ленинградском политехническом, начав с первого курса. В 1952 году окончил вуз с отличием, в 1957-м защитил диссертационную работу. В том же году отправился работать в Томск.

В ТПУ (тогда еще в Томском индустриальном институте) Тихомиров основал две кафедры: ядерной энергетики и разделения изотопов. Эти научные направления по сей день успешно развиваются в вузе.

Один из учеников Тихомирова — профессор Виктор Власов, который сейчас возглавляет Томский государственный архитектурно-строительный университет. Он также принял участие в открытии мемориальной доски своему учителю.

«Иван Арсентьевич был не только выдающимся ученым, педагогом, он еще был Человеком с большой буквы, — говорит Виктор Власов. — Он учил нас всему: учил жизни, приходил на часы куратора, давал клички нерадивым студентам, не гнушался принимать участие в студенческих мероприятиях.

Главное, чему учил — быть бойцами, достигать своего, как в учебе, так и в науке, как он на войне не сдавался, так и нас учил биться в своем деле до конца».

Иван Тихомиров разработал новые научные направления по разделению изотопов и веществ методами молекулярной физики, физики и химии плазмы, ядерной физики, физики ядерных реакторов и «литиевой проблемы», связанной с термоядерными процессами. По этим научным направлениям он основал всем известную научную школу.

Он подготовил 87 кандидатов и 25 докторов наук, опубликовал свыше 900 научных трудов и разработал более 70 изобретений и патентов.

Справка:

Тихомиров Иван Арсентьевич (1921-2010), доктор физико-математических наук, профессор кафедры 23 (Техническая физика) Томского политехнического университета (ТПУ), Заслуженный профессор ТПУ, Заслуженный деятель науки и техники РФ, Почетный работник высшего образования РФ. Участник трех воин: против Финляндии (1940), Германии (1941–1945) и Японии (1945).

Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, двумя орденами Красной звезды; медалями: За Отвагу, За боевые заслуги, За взятие Кенигсберга, За победу над Германией, За победу над Японией; нагрудными знаками «Разведчик» (1942) и «Фронтовик» (2005). Инвалид Великой Отечественной войны.

Партнёр: Национальный исследовательский Томский политехнический университет