Политехники разработали сервис, сообщающий о времени прибытия трамваев и троллейбусов в Томске

Студенты и сотрудники Томского политехнического университета разработали сервис, благодаря которому пассажиры смогут узнать, когда троллейбус или трамвай доедет до остановки — по смс или на сайте. Сервис уже работает в тестовом режиме. Его разработчиками стали сотрудники Института кибернетики ТПУ и Центра организации и контроля пассажироперевозок администрации Томска.

Фото: www.huffingtonpost.jp

Узнать, когда к остановке подъедет трамвай или троллейбус, теперь можно на сайте rasp.tomsk.ru. Там же можно посмотреть код конкретной остановки и отправить его в sms на номер +7-952-154-50-05. После этого пассажир получит сообщение со временем прибытия и номерами маршрутов.

По словам директора Центра организации и контроля пассажироперевозок, доцента кафедры автоматики и компьютерных систем ТПУ Александра Фадеева, сервис создан для удобства томичей. «Пассажиры смогут запомнить код остановки возле дома или работы и приходить прямо ко времени прибытия транспорта, а не ожидать его под дождем или снегом», — сказал он.

Разработкой этого проекта занимались специалисты Томского политехнического университета, а также малое инновационное предприятие вуза — ООО «Киберцентр».

«Вся научная и интеллектуальная составляющая этого проекта выполнена политехниками, — сказал Александр Фадеев. — Над проектом работали два студента и один аспирант кафедры автоматики и компьютерных систем. Также дочернее предприятие ТПУ ООО «Киберцентр», оно обеспечивает всю навигацию ГЛОНАСС в трамваях и троллейбусах, благодаря чему наша система может обрабатывать данные».

Интеллектуальная система оценивает текущую дорожную обстановку, пробки, заторы, плановое расписание и задержки в нем, оперативно обновляет данные системы ГЛОНАСС со всего пассажирского электротранспорта города и формирует прогноз движения каждого трамвая и троллейбуса.

Система работает в тестовом режиме, ежедневно отлаживается и улучшается. Как отмечает Александр Фадеев, сейчас в ней еще присутствует человеческий фактор — данные системы зависят от работы диспетчеров депо, однако в будущем разработчики планируют сделать процесс полностью автоматизированным.

«Наша система берет данные в том числе и из диспетчерских графиков, которые они составляют ежедневно, и координацию с диспетчерами в том числе мы пытаемся усовершенствовать. Они должны оперативно сообщать о поломках транспорта и других проблемах, которые создают задержки по маршруту. Год назад они вообще не видели смысла в этой работе. Но, когда мы запустили мобильное приложение с картой, на которой показано, где сейчас едет трамвай, люди стали звонить и спрашивать, почему на карте показано, что трамвай должен уже подъехать, но его до сих пор нет. Тогда пришлось давать разъяснения, и они стали более оперативно работать. То есть это тоже человеческий фактор повлиял — люди начали запрашивать информацию и улучшили качество услуги».

Отметим, что томские разработчики взяли за основу опыт британских городов.


Партнёр: Национальный исследовательский Томский политехнический университет