Гуманитарии БФУ им. И. Канта реконструируют прошлое, делают 3Д модели и изучают становление гражданского общества

«Цифровые технологии в гуманитарных исследованиях» - магистерская программа института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта, где уже второй год идет подготовка гуманитариев для эпохи диджитал. Что это означает на практике, чем удивляют списки первых переселенцев в Калининградскую область, как создать 3D-модель интерьера магазина «Альбатрос» и почему нужно спешить с оцифровкой архивных документов, рассказывает директор научно-исследовательского Центра социально-гуманитарной информатики, кандидат исторических наук Елена Баранова.

- Елена Вячеславовна, кто пришел к вам учиться?

Это совершенно разные люди - и по возрасту, и по базовому образованию.
У нас есть магистранты, которые только окончили бакалавриат - то есть, им по 20 лет - и есть взрослые, состоявшиеся в своих профессиях специалисты. Всего 32 человека. Среди наших студентов - геодезисты, инженеры, журналисты, историки, филологи. Есть математик, есть специалист по 3D-моделированию, который активно влился в наш коллектив и работает по нашим основным проектам.


6R1A4063.jpg


- Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих проектах.

Сейчас в реализации два масштабных проекта. Один из них посвящен первым переселенцам в Калининградскую область. С прошлого года мы - то есть, Центр социально гуманитарной информатики, совместно с Государственным архивом Калининградской области начали создавать социальную базу приезжавших сюда людей на основе эшелонных списков 1946-47 годов. Такого еще никто не делал.

Профессор Юрий Владимирович Костяшов в своей книге «Восточная Пруссия глазами советских переселенцев» собирал свидетельства очевидцев, мы же пытаемся, что называется, поднять статистику: кто приехал, откуда, что с собой вез.


Безымянныйисс с.jpg


- И каковы результаты?

Работа только началась. Мы еще находимся на стадии тестирования базы данных. Нужно обработать огромное количество документов. Но уже сейчас, находясь в самом начале пути, мы столкнулись с фактами, которые, если и не ломают стереотипы, то определенно заставляют о многом задуматься.

В частности, удивляет разница между тем, кто по декларируемым правилам, должен быть приезжать сюда и кто приезжал на самом деле.

Например, несмотря на определяющую роль партии в жизни страны, коммунистов среди переселенцев (во всяком случае, по тем данным, которые мы успели обработать) крайне мало. Встречаются дела, где на сто человек только один имел партбилет.

Примечательно, что в документах очень часто в качестве главы семьи значатся женщины. Судя по всему, это объяснятся тем, что их мужья либо погибли на войне, либо еще не вернулись домой.
Удивляет также, что люди прибывали сюда в большинстве своем налегке. Семьи, которые везли сюда корову - большая редкость. Овец, коз тоже почти не было. Иногда на весь вагон с переселенцами - пять кур и всё.

…Наши магистранты активно работают над этим проектом, который является по сути социальным. Предполагается, что каждый житель области может прийти в архив и без труда найти информацию о своих родственниках.
Хочу отметить, что оцифровка документов очень важна еще и потому, что бумажные документы стремительно ветшают.

То, с чем мы сейчас работаем, иногда просто разваливается в руках.


Безымянныйисчмс.jpg

  
- Чему посвящен второй проект?

Как вы, наверное, знаете, при Центре социально-гуманитарной информатики действует Музей советского детства. И нам, если честно, хочется уже расширить его рамки.

Поэтому мы вместе с Музеем Мирового океана с конца прошлого года начали работать над проектом «Море советское». В проекте три направления. Первое - и самое большое - это создание фильма о том, как море и порт влияли на город. Мы хотим рассказать о рыбаках, о семьях рыбаков, осветить некоторые социально-бытовые аспекты - в том числе и теневые.

Помимо прочего мы собираемся исследовать такие явления, как контрабанда, фарцовка и так далее. Поэтому одна из частей фильма будет называть «Черное» море». Второе направление проекта касается 3D- моделирования. Наш магистрант Вячеслав Верещагин виртуально воссоздает интерьер знакового для города магазина «Альбатрос», где за боны (которые выдавались морякам вместо валюты) продавались импортные вещи.

Мы хотим собрать фотографии, свидетельства очевидцев, оцифровать вещи, которые там были куплены. Вот, например, у моей свекрови свадебное платье из «Альбатроса». Здесь очень много архивной работы - нужно найти документы, в которых четко указывалось, что в таких магазинах должно быть и как всё это положено было продавать. В планах - оцифровка экспоната Музея Мирового океана - рыболовного судна СРТ-129.
Партнёр: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта