Андрей Гончаров: "век биологии" продлит жизнь людей до 80 лет

Для чего первокурсникам разрешено придумывать собственное расписание занятий? Какие сферы применения своих способностей они предпочитают? Почему XXI век станет веком персонифицированных генетических технологий? Об этом, а также об особенностях подготовки биоинженеров и современных требованиях к ним корреспонденту "Социального навигатора" МИА "Россия сегодня" рассказал руководитель магистерской программы "Клеточные и молекулярные технологии", исполняющий обязанности директора Института живых систем БФУ им. И. Канта Андрей Гончаров.

– Андрей Геннадьевич, вы руководитель недавно созданной магистерской программы "Клеточные и молекулярные технологии". И, более того, ее инициатор. Расскажите о замысле, основных целях этого инновационного проекта?

– Ценность выпускника на рынке труда определяется в наш век достаточно просто и прагматично. Владеешь методикой проточной цитометрии – тебе одна цена, освоил еще метод секвенирования – другая. Умеешь проводить иммуноферментный анализ, определять те или иные биологические субстраты – третья. Поэтому при создании магистратуры мы ориентировались на идею, так сказать, технологического минимума. Хотелось гарантированно заложить в ее программу теорию и практику: освоение современных и практически полезных методов клеточной и молекулярной биологии. Чтобы выигрывали все – и магистрант, и отрасль, и работодатель, и наш университет.

Старались уйти от избыточного теоретизирования, сознательно увеличив удельный вес практических и лабораторных занятий. Хотя теоретические занятия по специальным предметам и общеобразовательные лекции по философии, английскому языку никуда не делись, конечно. Их место в программе предусмотрено ФГОС по направлению магистратуры.

Разработали специальный курс "Введение в лабораторное дело". Потому что не одни, скажем, биологи или химики продолжают у нас образование. Это могут быть лица, закончившие бакалавриат по разным направлениям. Здесь осваивают навыки работы с реактивами, стерильной работы, эксплуатации аналитической аппаратуры. Только после того как осваиваешь "базу", начинаешь получать приличные результаты.


_S2A0341.jpg


– Правда ли, что первокурсникам Института живых систем разрешено сверх обязательного расписания ходить по "чужим" семинарам и аудиториям? В чем смысл?

– Первые два-три месяца новобранцы слушают достаточно общие курсы обо всем понемножку. Так что, действительно, чтобы ускорить процесс вживания в учебу и научную жизнь института, мы предлагаем им активный поиск себя в открытом расписании занятий, проектов, экспериментов.
И так не только в магистратуре, но и на специалитете и бакалавриате. Учебный план позволяет в течение полутора лет свободно перевестись с химии на биологию или с биологии на биоинженерию. Все это помогает выбрать базовую лабораторию, научного руководителя. И начать самым интенсивным образом осваивать методики по выбранному направлению.

– Какие же сферы "применения себя" предпочитают начинающие магистранты?

– А это у каждого по-разному. Кто-то "уходит" в поиск новых биоматериалов для последующего устранения дефектов костной и хрящевой ткани. Кто-то методами молекулярной решает проблемы популяционной генетики. Третьего увлекают причины генетических заболеваний и старения.
Направлений для исследования достаточно. Главное, есть мощная научная база, замечательные специалисты.

Полностью читайте на здесь

_S2A0320.jpg


Партнёр: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта