Школьники предложили спиливать рога носорогам, чтобы их спасти

Томский политехнический университет (ТПУ) провел областной турнир по решению изобретательских задач для школьников «Решайся». Юные исследователи — учащиеся 7-11 классов — предложили нестандартные и вполне реальные решения проблем в разных сферах жизни современного общества — от области энергетики до простых бытовых ситуаций.

Турнир по решению изобретательских задач ежегодно проводит отдел элитного технического образования ТПУ (ЭТО). Участие в интеллектуальном поединке этого года приняли 25 команд из школ Томска, Северска и районов Томской области. Из них, в заочном этапе конкурса, было отобрано 15 самых сильных команд, которые сразились в интеллектуальном поединке на площадке ТПУ.

Цель интеллектуального турнира — привить школьникам способность к творческой деятельности на основе инженерного изобретательства, закрепление и освоение знаний по физике и математике, а также повышение интереса ребят к инженерным профессиям.

В этом году школьникам предстояло проявить творческий подход к решению как глобальных, так и вполне себе житейских проблем. Ребята не просто выдвигали идеи — они составляли графики, проводили подсчеты ресурсов и затрат. Все, как в реальной жизни.

Например, чтобы помочь малообеспеченному населению Филиппин, где очень высокая стоимость электроэнергии, или «спасти» носорогов от браконьеров.

«Ежегодно от рук браконьеров гибнет все больше носорогов. Не защищают толстокожих даже заповедники. Главная беда носорогов — их главное достоинство — рога, порошок из которых ценится в странах Азии как средство традиционной восточной медицины. Во Вьетнаме или Таиланде стоимость килограмма такого «лекарства» на черном рынке достигает 65 тысяч долларов»,

— говорится в задании.

Самое оригинальное решение предложила команда Лицея при ТПУ. Ребята решили, что лучше уж самим работникам заповедников спиливать носорогам рога без ущерба для жизни животных. Школьники из Северска добавили, что заповедник и сам может продавать ценные рога, тем самым легализуя этот процесс, а полученные деньги — передавать Фонду охраны окружающей среды.

«Интересно, что именно такие варианты решения проблемы в сложившейся ситуации предлагают и национальные центры по охране природы», — отмечает организатор турнира Дарья Денчук, менеджер отдела элитного технического образования ТПУ.

Ребята из Парабели предложили изобрести искусственные рога, чтобы создать альтернативу настоящим и уберечь «оригинал». Так же планирует поступить американская биотехнологическая компания Pembient — наладить выпуск 3D-печатных рогов носорога генетически похожих на роговидные отростки на черепе животного, говорят организаторы турнира.

Были и задания житейского характера. Например, как помочь дачникам, которые бывают на своих участках только в выходные, регулировать температуру внутри теплиц в течение недели, чтобы в жаркую пору урожай не погиб. Лучшее решение предложила команда Лицея при ТПУ — создать цилиндр с поршнем, заполненный газом или парафином. При повышении температуры поршень выталкивается и открывает теплицу.

В итоге, сразу две команды 11 классов Лицея при ТПУ заняли I и II места турнира. Третье место заняли ученики 10 класса Северского физико-математического лицея.

Победители получили ценные призы и дипломы, а также (если поступят в ТПУ) возможность быть приглашенными пройти обучение по траектории ЭТО, где за два года можно реализовать свои научные идеи и исследовательские проекты.

Справка:

Турнир «Решайся» проходил при поддержке департамента по молодежной политике Томска и ТОДОО «Хобби-центра».

ТПУ — один из четырех российских вузов, где реализуется дисциплина «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач), нацеленная на поиск нестандартных решений инженерных проблем. Этот метод активно применяется во многих крупных мировых компаниях таких, как «Sony», «Kodak», «Samsung», «Xerox».

Такой подход позволяет формировать кадры, способные взять в руки управление серьезными проектами, быстро и эффективно решать сложные производственные задачи.

Отметим, что ежегодно отдел ЭТО ТПУ проводит еще и обучающие семинары, тренинги для учителей по решению со школьниками изобретательских задач. В этом году в семинаре приняли участие не только учителя Томской области, но и Новосибирска.


Партнёр: Национальный исследовательский Томский политехнический университет