Евгений Стручков, заслуженный педагог с 40-летним стажем, репетитор по биологии:
«Большинство из нас уверены, что от количества проработанных лет в педагогике зависит степень профессионализма репетитора. И этот стереотип не случаен – с самого детства, видя учителя с сединой, мы привыкли думать, что он непременно знает все и обо всем на свете. Именно эти учителя вызывали в нас неподдельный интерес к учебе и подогревали в наших сердцах тягу к знаниям. Они были нашими проводниками в большой мир, и наше уважение к ним безгранично даже просто за то, что они были с нами, пока мы становились взрослыми.
С годами, к сожалению, романтичный образ такого учителя открывается нам с другой стороны: с возрастом энергии становится все меньше, сил удерживать внимание класса тоже, да и успевать за изменениями окружающей нас реальности становится нелегко, а вместе с этим и отвечать на вопросы подрастающего поколения. На закате педагогической карьеры многолетний опыт приносит не мало плюсов. Но возраст… В старости мы привыкли находить одни минусы.
В случае с репетитором дело обстоит несколько иначе – ему не нужно выкладываться для целого класса и отвечать на вопросы порядка 20-30 учеников. Однако каждый случай в его практике – индивидуальный, а, значит, особенный. К каждому своему ученику репетитор должен подобрать определенный подход, поэтому свои силы он бросает на то, чтобы проникнуться проблемами одного человека. Много это или мало? Зависит от ситуации».
Источник изображения: www.worcester.ac.uk
Филиппова Елена, репетитор по русскому языку и литературе, привела примеры из собственной практики:
«Наличие многолетнего опыта не всегда является показателем профессионализма репетитора. На сегодняшний день ко мне обращаются, в основном, с целью подготовки к ЕГЭ или ОГЭ. В прошлом году я тоже готовила девочку к сдаче ЕГЭ. Но она обратилась ко мне только в мае, незадолго до экзамена. До этого ребенок занимался с другим преподавателем, у которого был уже большой педагогический опыт. Однако она никак не понимала из объяснений этого педагога, как все-таки написать сочинение Части С. Учитель старался все время готовить по Части В, так как это, по ее мнению, главная часть ЕГЭ, а сочинения, видимо, не понимая как писать, откладывал на потом. Если же они обращались к Части С, то совместно читали книжки, методические рекомендации, книжки по подготовке без всяких объяснений.
Конечно, девочка обратилась ко мне уже поздно. Мы с ней написали алгоритм написания сочинений Части С (так скажем, план), вместе рассмотрели, как писать сочинения Части С, читали тексты и тренировались, то есть писали вместе примерные сочинения. Практически каждый день она отправляла мне по почте новое написанное сочинение по данному мной ей тексту. К счастью, эти тренировки написания сочинений явились успешными. Девочка сдала экзамен на четверку.
Хочется так и сказать: если не знаешь, как объяснить, не берись!
Приведу еще один пример. В этом году я тренирую к экзамену мальчика-подростка, который в прошлом году уже занимался с репетитором. Занимались они раз в неделю, но мальчик не понимал своего репетитора, поскольку она не вела диалога, читала быстро, скажем так, свои лекции, чрезмерно торопилась. Безусловно, мальчик не мог до конца понять, что говорит преподаватель. Она все время требовала вести записи, чтобы мальчик читал их самостоятельно дома. Но парень даже не успевал ничего записывать.
Само собой, вялость, медлительность в речи и движениях преподавателя никому не нужна. С обучаемым всегда надо вести диалог, спрашивать, понимает ли он то, что вы говорите, просить, чтобы он пересказывал то, что вы говорите. Во всем нужно соблюдать меру и такт».