Изучение английского языка всем дается по-разному: кому-то достаточно школьных уроков, кто-то предпочитает посещать курсы, кому-то помогает общение с носителями языка. Конечно, есть и те, кто выучил язык самостоятельно, но, как показывает практика, без помощи профессионала в этом деле не обойтись. На этот счет позиция педагогов не отличается – постоянный контроль и поддержка учителя позволяют сформировать базовые знания, без которых у большинства выучить язык просто не получится.
Идеальным решением выступают индивидуальные занятия с репетитором: здесь можно получить и наставления, и практику, а, главное, уроки проходят в атмосфере, помогающей раскрепоститься даже самому стеснительному ученику. Но и здесь есть риск того, что знания языка не выйдут дальше стен репетиторских занятий. Что мы имеем ввиду? На этот вопрос дала ответ Маликова Оксана, репетитор по английскому языку:
«Как правило, свои занятия я провожу индивидуально. Но бывают моменты, когда вижу необходимость в групповых занятиях.
Такие занятия я назначаю тогда, когда разговорные темы совпадают у разных учащихся. Это делается для того, чтобы ребята могли пообщаться друг с другом, поделиться своими мнениями, взглядами, интересами. Иногда это учащиеся разного возраста. Они также легко выстраивают диалоги друг с другом. Это связано прежде всего с тем, что ученики более старшего возраста старается поделиться, рассказать учащемуся младшего возраста какую-то новую информацию. Таким образом, ребенок получает дальнейшую мотивацию в изучении английского языка, равняясь на старшего собеседника. Порой у ребят возникают споры в употреблении какой-либо конструкции, грамматического явления. «В споре рождается истина». Обсуждая что-либо, ученики приходят к верному ответу.
На групповых занятиях присутствует часто момент соперничества, опережения, что приводит к моментальному ответу, а это связано с автоматизацией материала.
Для организации группового занятия я прошу одного из учащихся прийти на 15 минут раньше обычного времени. Тем самым даю возможность ребятам пообщаться друг с другом: обсудить какую-либо тему, поделить эмоциями о прошедших выходных, праздниках и так далее. Ученик, разговаривая с другим учащимся, получает новый опыт в области аудирования, построения высказываний, так как со временем он привыкает к учителю: к темпу, голосу, вопросам. Ребята в ходе общения допускают ошибки в произношении, грамматики и другие. Заметив ошибку, они анализируют, повторяют изученный материал, закрепляют его. На групповых занятиях можно целенаправленно давать задания на поиск ошибки друг у друга. Все это направлено на закрепление, автоматизацию материала.
Говоря же о групповых занятиях, хочу заметить, что я не использую данный вид занятий при объяснении нового материала. В этом случае один из учащихся может недопонять какой-либо нюанс в отличие от другого. Позже это обнаруживается в ошибках. Кроме того, как бы не были дружны между собой ученики, может возникнуть вопрос об объективном отношении к ним. Очень редко встречаются одинаково сильные или слабые учащиеся. Это ребята всегда понимают и чувствуют себя скованно. В этом я вижу минус групповых занятий.
Говоря об эффективности занятий, хочу заметить, что индивидуальные занятия продуктивнее, результативнее групповых. Ведь только индивидуально мы можем уделить должное внимание фонетике, отработать грамматический навык, совершенствовать монологические высказывания. Работая только с одним учеником, он не испытывает дискомфорт в общении, скованность, если чего-либо не понимает, свободно переспрашивает, уточняет, чего может стеснять при групповом занятии. Также, находясь наедине с преподавателем, ребенок не боится ошибиться, охотно рассказывает о личном».