Среди родителей будущих первоклассников распространено мнение, что ребенок к моменту поступления в школу должен уметь абсолютно все: писать, читать, считать, рисовать и многое другое. Однако строгого правила, что к школе детям нужно всеми этими навыками обладать, нет. Многие учителя до сих пор спорят, нужно ли задаваться этим вопросом вообще: некоторые считают, что ребенку необходимо умение читать для простоты и удобства дальнейшего обучения, но у этой точки зрения есть противники. Ведь имеет место быть и обратная ситуация, когда ранними занятиями чтением у ребенка отбивается всякое желание учиться. А исправлять это, как правило, учителю намного сложнее, чем учить с нуля. При незнании всех подводных камней родители могут допустить довольно много ошибок, и вместо помощи своему ребенку можно легко навредить. Так как же правильно нужно учить ребенка читать, чтобы в будущем не пришлось ничего исправлять? Разбираемся в этой статье.
Научить ребенка читать может оказаться довольно сложно. Тут на пути встретятся разные проблемы: с произношением, усидчивостью, вниманием. Не исключено, что ваш ребенок вообще не будет понимать о чем речь в тексте, - это не беда. Беда может наступить в том случае, если вы будете ребенка систематически заставлять читать, ведь, как мы уже говорили ранее, стойкое отвращение к учебе в этом случае вам будет гарантировано. Но есть и другие признаки, по которым возможно определить, что вы делаете что-то неправильно.
Ребёнок не может понять, о чем говорится в предложении и тексте.
Читает по слогам, о словах, вырванных из контекста, представление имеет, но в целом смысл прочитанного текста уловить не может. Причина кроется в том, что вы слишком рано начали читать. Оптимальный возраст для начала освоения чтения – 5-6 лет. И это не просто слова: именно в этом возрасте дети начинают понимать, что такое буквы, звуки и устанавливать между ними связь. Этот процесс уходит корнями в физиологию, и если начать чтение в более раннем возрасте, результата вы не получите. В лучшем случае, ваш ребенок сможет читать слова, угадывая их по первым слогам, но не более того. Понимать прочитанное он тоже не сможет, поэтому при пересказе он будет путаться: в словах, смыслах, предложениях. Если вашему ребенку уже есть 6 лет, а данная проблема остается, нужно показаться логопеду: возможно, у него есть нарушения в развитии, исправить которые под силу только специалисту. Возможно, что это и наследственное – не исключено, что ваши бабушки и дедушки сами начали читать в позднем возрасте.
Вместо звуков ваш ребенок произносит названия букв, обозначающих их.
Например, он может прочитать «мэамэа» вместо «мама», «вэрэаче» вместо «врач» и так далее. Причина ошибки кроется в самом начале изучения азбуки – ребенок выучил алфавит по названиям букв, а не по звукам. Контролируйте этот процесс в самом начале, иначе переучивать будет намного труднее.
На просьбу привести слова на определенную букву ваш ребенок теряется.
В азбуке, которую вы купили своему ребенку, к букве «А» использована картинка с аистом, к «Б» - бегемотом, «В» - вороном и т.д.. В итоге все буквы начинают стойко ассоциироваться только с одними понятиями. У детей отлично работает зрительная память, поэтому обзаведитесь помимо классического букваря кубиками с алфавитом, карточками и другими красочными иллюстрациями. Пусть ваш ребенок знает, что «А» - это не только аист, но еще и автобус, астра, арбуз и антилопа.
Ребенок плохо связывает звуки в слогах.
Закрепление слогов – самый важный момент в обучении. Не стоит торопить события и переходить от алфавита сразу к целым словам, поскольку именно систематическое повторение является залогом успешного чтения в будущем. Если у ребенка не получается освоить какой-то определенный слог, не спешите перелистывать страницу и браться за следующий: дождитесь подходящего момента и снова продолжите его повторение.
Ребенок читает не выразительно.
Не спешите с совершенствованием чтения. В самом начале намного важнее научить ребенка не проглатывать слова, соблюдать паузы и произносить звуки слитно. Интонация и выражение, как правило, появляются сами, когда вслед за совершенствованием техники приходит осмысление прочитанного. Излишней спешкой вы наоборот, рискуете усугубить ситуацию, создав неблагоприятную атмосферу для обучения, – а в таких условиях сосредоточиться сложно даже взрослому.
В теории разрешить проблему чтения – проще простого. Но заметить ее вовремя и опознать на деле иногда бывает довольно сложно, поэтому мы советуем обратиться к услугам репетитора-логопеда. Дефекты произношения, неумение пересказать текст – все это может быть признаком серьезных нарушений, которые необходимо исправить в раннем возрасте. Не поленитесь найти репетитора, ведь от этого зависит будущее вашего ребенка!