Для учителя и ученика доверие, пожалуй, является самым главным условием для качественного и продуктивного обучения. Как показывает практика, в большинстве случаев доверительные отношения складываются сами собой, на уровне интуиции. Однако практика знает немало случаев, когда отношения заходят в тупик: вроде бы ученик и готов вас слушать, но в его глазах читается растерянность или безразличие к происходящему. В итоге материал не усваивается, и урок пройден впустую. «Отрицательный результат – тоже результат», - скажете вы и будете правы. Но если речь идет о репетиторских занятиях? Положение педагогов в этом бизнесе и без того может быть подорвано в любую минуту – достаточно одной оплошности, и на сайте уже будет написан порочащий ваше доброе имя отзыв. Стоит ли подвергать риску репутацию, которую приходится кропотливо нарабатывать годами?
Мы спросили репетиторов, что нужно делать, чтобы выстроить доверительные отношения с учеником и выделили 5 основных советов для педагогов.
1. Быть ребенку партнером.
Кудрина Инна, репетитор по английскому языку:
«Не следует себя позиционировать как «руководителя», чувствовать и показывать своё превосходство. Нужно делать ставку на партнёрских отношениях. Я стараюсь следовать правилу: «К окружающим относись так, как хочешь, чтобы относились к тебе». То есть учу так, как хотела бы, чтобы учили меня».
2. Воспринимайте ученика как полноценную личность.
Нефедова Татьяна, репетитор по английскому языку:
«Необходимо выйти на один уровень общения с учеником - говор ить с учеником как с равным. Не на равных, а именно с равным. Главное, чтобы ребенок почувствовал, что его педагог – хороший, добрый человек, интересная личность, что он приятный и открытый, именно к таким тянутся дети.
Необходимо показать свою заинтересованность в ребенке, что он важен тебе. Я всегда, прежде чем начать урок, спрашиваю как его настроение, как дела в школе, что нового на тренировке – это располагает, и ребенок в следующие разы уже сам будет все рассказывать, даже то, что ты не спрашиваешь, будет интересоваться вашими делами».
3. Не заставляйте ребенка чувствовать страх на ваших занятиях.
Смирнова Елена, репетитор по истории и обществознанию:
«Говоря о строгости, я имею ввиду отношение к работе, важность выполнения самостоятельных заданий учеником вовремя. Но при этом не нужно быть злым и ругать за невыполненное задание или за то, что ученик не понял материал - важно оставаться спокойным. Спокойно выяснить, почему так произошло.
Мне кажется, что главным критерием доверительных отношений между учеником и учителем является откровенность. Когда ученик не стесняется задавать вопросы, признаваться, что он чего-то не понял. Учитель, в свою очередь, не должен делать вид, что он все знает. Поскольку у меня еще мало опыта, бывают такие ситуации, когда я не могу ответить на какой-то вопрос, и мы с учениками вместе находим ответ».
4. Уделите больше внимания детям, которые в этом нуждаются.
Аникина Ирина, репетитор по русскому языку и литературе:
«Попадаются дети, с которыми трудно наладить доверительные отношения. Они очень замкнуты. В таких ситуациях мы идем в парк аттракционов. Одно небольшое, но очень интересное приключение, и ребенок открыт перед вами».
5. Постарайтесь понять мотивы ученика.
Вардугина Валентина, репетитор по математике:
«Трудно работать, когда нет контакта и доверия между учителем и учеником. Ни в коем случае не надо винить и срываться на ученика. Мы - профессионалы, и должны найти подход к каждому ученику. С одним нужно поговорить, а с другим наоборот лучше не трогать. Чувствовать нужно ученика как самого себя, понимать те или иные его действия. Постараться донести, что вы друг ему и у вас одна цель на двоих. Покажите свои чувства и желание, стремления помочь ему. Протяните ему руку, и он протянет ее вам. Дети чувствуют, когда их любят и со всей душой к ним».