1. Вы хотите заниматься с энергичным репетитором, страстно любящим свое дело.
Горящие глаза и готовность полностью погрузиться в работу – это то, чего обычно ожидает работодатель от соискателя. В случае с репетитором происходит то же самое: вы охотнее всего доверите своего ребенка специалисту, воодушевленному только одной мыслью о работе с вами. Но следует учитывать, что энтузиазм от предстоящей работы в педагогической профессии характерен больше всего для молодых репетиторов – тех самых, у которых нет за плечами педагогического опыта. Зато у них есть другое преимущество: с ними можно быть абсолютно уверенным в том, что проблемами вашего ребенка проникнутся, а для поиска их разрешения будут приложены максимальные усилия.
Болтова Юлия, репетитор по английскому языку, объясняет это следующим образом:
«Были случаи, что опытные репетиторы добивались успеха гораздо реже, чем молодые специалисты. Здесь играет большую роль человеческий фактор. Некоторые учителя, проработав в школе многие годы, устают от этой деятельности, поэтому это может сказываться на качестве их работы. Ведь профессия учителя очень сложная – она требует много сил и энергии. Но, надо отметить, что опытные педагоги являются профессионалами своего дела и могут доступно объяснить материал, тем более, что знают его очень хорошо. Да и самих детей тоже».
2. Реальные знания репетитора для вас намного важнее его педагогического стажа.
Дипломы, сертификаты, записи в трудовой книжке – все это вам может показать репетитор при первой же встрече в качестве доказательства своих знаний. Если для вас эти документы имеют вес, то на этом собеседование можно считать пройденным.
Однако как быть, если о вузе, который закончил репетитор, вам известно совсем немного, как и о школе, в которой он работал? Ведь вы хотите полагаться на реальные знания, а не на «корочки». Советуем в этом случае опираться на имеющиеся достижения репетитора: ознакомиться с отзывами его прошлых клиентов, спросить об используемых методиках и т.д.
Логинова Татьяна, репетитор по физике и астрономии, для выявления реальных знаний репетитора советует обращать внимание в первую очередь на педагогический опыт:
«Если репетитор изначально плохо знал предмет, то даже многолетний опыт может лишь слегка компенсировать этот недостаток. А уж тем более, если для него главная цель – заработок, а стремления знать свой предмет в совершенстве у репетитора нет. И если школа таких учителей отфильтровывает очень быстро (дети такого учителя не примут, а когда не принимают дети – в школе работать не сможешь), то репетитором такой человек может продержаться довольно долго. Родителям и детям, которые обращаются к репетитору, бывает очень трудно оценить его квалификацию. А результат в нашей работе виден не сразу».
3. Вам не помогают классические методики.
Нередко бывает так, что причина плохой успеваемости кроется в обыкновенной потере интереса к учебе. В этом случае помогает смена методики обучения: новые подходы, новая подача материала, смена формата занятий. Стоит взглянуть на учебу новым взглядом и вскоре можно ожидать первых успехов. Этим правилом пользуются молодые репетиторы – они более склонны к экспериментам, чем педагоги с многолетним опытом. Оно и понятно, ведь чем старше мы становимся, тем консервативнее мы в своих взглядах. Попробуйте найти репетитора молодого возраста, и вы увидите поразительные результаты.
Руденко Елена, репетитор по физике и математике, считает, что стремление к новаторству для репетитора важнее всего:
«Бывают ситуации, когда большой опыт сочетается с отсутствием гибкости, невосприимчивостью к инновациям, что накладывает некоторые рамки и ограничения, не способствующие процессу обучения. Я считаю, что количество отработанных лет - не главный критерий при выборе репетитора, даже можно сказать, что вообще не является критерием. Много опыта – хорошо, но и его отсутствие не беда, если это отсутствие компенсируется активным стремлением добиться желаемого результата».
4. Вам нужен специалист, для которого репетиторство не является только подработкой.
Репетиторство как способ дополнительного заработка – обычное дело для современного учителя. Правда, есть один важный момент: преподавание для целого класса и одного ученика преследуют разные цели и требуют разных подходов. К сожалению, об этом знают далеко не все родители, обращающиеся за помощью к педагогам со стажем, и попадают в ловушку собственных заблуждений. Запомните: школьный учитель с многолетним опытом может знать «дыры» в системе школьного образования, и в этом его преимущество. Однако у вас нет гарантии, что однажды, после тяжелой и напряженной работы в классе, он будет полон сил и на вашем занятии. А слабость – лучший друг рассеянности, которая никому не играет на руку.
Марина Наталья, репетитор по математике, объясняет связь репетиторства и работы учителем следующим образом:
«Можно проработать много лет в школе или вузе, но никогда не стать хорошим репетитором. Все зависит от желания самого репетитора работать и получать положительный результат от своей деятельности. Я считаю, что если человек идет в репетиторы только ради денег, то из этого ничего не получится. В репетиторство, как и в любую профессию, надо вкладывать душу, отдавать на подготовку все свои силы. Надо разрабатывать траекторию индивидуальной работы с каждым конкретным учеником, а не ставить все на поток. У меня есть знакомые репетиторы (хорошо, что их не много), которые никогда не готовятся к занятиям с учеником. Они считают, что хорошо знают свой предмет и этого достаточно, не учитывают индивидуальные особенности ребенка, не переживают за него, усвоил он материал или нет. У них позиция такая: я рассказал, показал, а усвоил он или нет – его проблема».