Евгений Стручков, заслуженный педагог с 40-летним стажем, репетитор по биологии:
«Психологически ученику будет комфортно с тем преподавателем, который является не только профессионалом, но и человеком, умеющим найти с ним контакт. Дети – хорошие психологи. Предоставьте им возможность выбирать репетитора. Потом претензии пусть предъявляют к себе, потому что выбирали сами. А если выбирают родители, они должны поинтересоваться отзывами о работе учителя у его учеников, родителей, чьи дети занимались у него. Интересно и мнение его коллег. Мы всегда работаем в паре с учителем химии. Она присылает родителей ко мне, а я рекомендую ее как лучшего специалиста в городе. Как быть, если что-то пошло не так? Есть два пути. Самый легкий – поменять репетитора. Другой – терпеть во имя знаний и жизненного опыта.
Мои занятия начинаются со знакомства. На первое занятие прошу принести учебник, по которому занимаются в школе. Авторов учебников не знают, могут вспомнить только цвет. Всегда просматриваю записи в рабочих тетрадях. Это позволяет познакомиться с опытом работы коллеги и внести изменения в программу занятий, если это требуется. Обязателен вводный мониторинг. Хорошие ученики приходят на первое занятие как короли, гордясь своими школьными отметками. В предложенном тесте есть вопросы для проверки основ знаний на уровне воспроизводства, вопросы, связанные с практикой, и обязательно вопросы, требующие размышления, использования знаний в новых ситуациях. После проверки корона с головы тихо снимается. Начинаются размышления о реальных итогах, о необходимости дополнительных занятий. После объяснения нового материала даю еще один тест. Разрешаю пользоваться сделанными записями. Проверка этого теста дает информацию о степени усвоения материала и об уровне умения применять полученные знания в новых ситуациях.
На первом занятии не стараюсь произвести яркое впечатление, отношения должны быть чисто деловыми. Все остальное приложится потом. Дети тонко чувствуют отношение к ним и реально оценивают преподавателя.
Надо ли интересоваться у ребенка тем, что он проходит в школе? Обязательно!!! Что проходят, по какому учебнику, что записывают в свои рабочие тетради, если таковые есть – ответы на эти вопросы позволят построить систему занятий в соответствии с ситуацией. Если учитель работает по программе Пономаревой и строит свои уроки строго в соответствии с этой программой, то ждать хороших результатов бесполезно. Это самая неудачная программа из знакомых мне, где в поисках новизны автор просто перевернула традиционную систему с ног на голову. Все изучается потом. Сначала мутации, потом в следующей теме строение хромосом и в самой последней теме – строение и функции нуклеиновых кислот. По логике должно быть наоборот. Сейчас вынужден заниматься с родственником из Владимира – в медицинском классе учитель идет строго по этой программе и учебнику.
В школе, где я работал последние годы, тоже была пономарёвская программа. Мое планирование в электронном журнале шло строго по программе, а уроки я вел по своей, проверенной годами. В репетиторстве же большие возможности для создания своих авторских программ.
Знать ситуацию в школе надо еще вот по какой причине. Когда приходит слабый ученик, лучше опережать учителя. У ребенка появится уверенность достижения хороших результатов за счет двойного объяснения. Надо только напомнить, что объяснение школьного учителя надо слушать внимательно, потому что можно узнать еще что-то новое. Каждый учитель объясняет материал по-своему. У нас в школе было 3 биолога и 3 способа объяснения генетических задач».