Евгений Стручков, заслуженный педагог с 40-летним стажем, репетитор по биологии:
«Когда начинать подготовку? Чем раньше, тем лучше! И не беда, что планы ребенка могут измениться, но останутся общеучебные умения и навыки, интерес к предмету. Удобно брать ученика на 3 года. Это самый лучший вариант. В девятом классе за год можно пройти курсы «Растения. Животные. Человек». Это облегчит подготовку к ОГЭ. В 10 классе прохожу материал с темы «Клетка» до темы «Развитие жизни на Земле». На 11 класс остаются 3 темы: «Развитие жизни на Земле», «Антропогенез», «Биосфера и человек». Оставшееся время – на решение вариантов ЕГЭ с целью повторения и выявления пробелов.
Есть у меня мечта. С заинтересованным учеником пройти всю программу лицейского класса по биологии. Эта программа авторская, успешно работала в течение многих лет. 7 класс – «Растения», 8 – «Животные», 9 – «Человек». 10 и 11 классы – «Общая биология», о чем сказано выше. В программу занятий включены интеллектуальные игры по всем темам школьного курса. (Эти игры вышли в издательстве «Планета» двумя книгами «Игровые технологии в преподавании биологии», 5-7, 8-11 классы). Разработано много вопросов для размышления, есть система опорных конспектов. Все это необходимо не только для качественного усвоения материала, но и работает на развитие ученика, его мысли и интереса. Это сейчас и требуется.
Я работал в Москве. Был уже апрель месяц. Вдруг звонок, ко мне обращается отец взрослого парня, возвратившегося со службы в армии. Естественно, просит подготовить к поступлению в институт. Было интересно узнать, как они меня нашли. Все довольно просто, его жена работает на факультете журналистики в МГУ, там от мамы моей бывшей ученицы узнала обо мне. Говорю отцу, что они с сыном очень поздно вспомнили, что надо готовиться, на дворе апрель. Ответ был краток: «Еще только апрель!». И прав был отец, как потом оказалось. Он просто знал способности своего сына. Сначала договорились заниматься 2 раза в неделю, потом перешли на 3-х-часовое занятие. Труд напряженный, один перерыв на кофе и перекур. Но как только заканчивались занятия, он срывался к своим друзьям, успокаивая меня, что найдет время и для учебы. Оказывается, что в школе он был любимчиком у биолога, пятерки ему рисовались не за знания, а за готовность выполнять поручения по оформлению кабинета, школьных газет.
Результат же нашей работы – успешно сданные экзамены. Позвонил отец, поблагодарил. Но я пошутил, что этого мало. Нужны еще 2 медали: одну для сына, что сдал очень успешно, а вторую, естественно, мне, что сумел научить за такой срок.
Я люблю заниматься с хорошими учениками. Здесь уже есть результат, и его надо сохранить и повысить. Но со слабыми учениками – другое дело. Их продвижение вперед – более весомое доказательство нашего совместного труда. И оно приносит большее удовлетворение достигнутым результатом.
Сразу вспомнилась Маша…. Какие бессмысленные ответы давала она на самостоятельных работах! Устно ее спрашивать было нельзя. Когда ее мама пришла меня просить позаниматься с ней, я взбунтовался. Это была не просто слабая, а безнадежная, на мой взгляд, ученица. Но ее мама не вышла из кабинета, пока я не согласился.
Каждое занятие – испытание моего терпения и полное напряжение. А результатов все равно нет! В конце очередного занятия не выдержал и сказал: «Маша, на вредном производстве выдают молоко и кефир…»
На следующем занятии на моем столе стояла бутылка кефира… Вот с этого момента что-то сдвинулось. Маша медленно поползла вперед, потом поднялась и начала удивлять своих одноклассников. На наших интеллектуальных играх в 11 классе – она капитан одной из команд. Весь класс шокировала быстротой реакции на конкурсах «Дальше, дальше, дальше….», когда ответы на вопросы надо давать быстро. К конечному результату в данном случае мы шли три года – она поступила в медицинский и начала учиться!
И небольшое дополнение к сказанному. На уровне воспроизведения школьной программы для исправления текущих оценок можно сделать это очень быстро. Конечно, должно быть стремление ребенка выйти из сложившейся ситуации. Сначала исправить текущие оценки, а потом заняться опережающим обучением. Так я делаю, когда на репетиторство приходят слабые ученики. Успех окрыляет…»