Единый государственный экзамен является сложнейшим испытанием на жизненном пути каждого школьника. Особенно ответственные и привыкшие планировать все заранее начинают подготовку к нему за год, а то и за два, жертвуя своим свободным временем и развлечениями – считается, что чем раньше начать, тем лучше. Однако не всегда результаты оправдывают потраченное время и силы. Оказывается, что и этого не достаточно, чтобы получить высокие баллы. В результате мы имеем каждый год тысячи выпускников с разбитыми надеждами, толпы недовольных на апелляции и множество негативных отзывов об экзамене и системе образования в целом. Но, разумеется, так, чтобы вина лежала на ком-то или чем-то одном не бывает – причины кроются в тесных взаимосвязях процесса подготовки, педагога (репетитора) и ученика. Поэтому попробуем разобраться, в чем состоит истинная причина обидного провала: в неправильно выбранной стратегии, недостаточном уровне знаний или же неподходящим выборе преподавателя, взявшегося за вашу подготовку.
Репетитор по физике, информатике и математике Ефремова Марина выделяет следующие проблемы, которые, в конечном счете, могут повлиять на результаты ЕГЭ:
«Самой распространенной ошибкой в подготовке к экзаменам по моим предметам является детская невнимательность. Не дочитал до конца задание, прочел до конца, но поверхностно – все это приводит к неправильному пониманию задания, а как следствие –к неправильному решению. В своей практике я не один раз сталкивалась с тем, что дети не умеют читать задачи и приходится учить их этому. Еще одной ошибкой является чрезмерная самоуверенность (Я сдам!). Очень часто приходится доносить до ученика, что такой настрой сыграет с ним злую шутку. Но самой известной и распространенной ошибкой в подготовке к экзамену по любому предмету является пренебрежительное отношение к требованиям преподавателя и к предмету в целом».
Пренебрежительным отношением к предмету, стоит отметить, грешат не только те, кому предстоит экзамен. Эта проблема для школьников начинается еще в первые годы обучения и тянется до самого ее окончания. Репетитор по физике и математике Руденко Елена выделяет ее как самую главную ошибку:
«Первое что начнёт делать не очень успешный в учёбе ребёнок – это критиковать школьного учителя. Не стоит одобрять этот поток откровения, в случае дальнейших неудач, мишенью станет сам репетитор. И тем более нельзя самому критиковать учителя при ребёнке.
Вторая ошибка при подготовке – допускать прогулы или пропуски занятий без уважительной причины, обязательно каждый такой случай обсуждать с родителями.
Третья ошибка – тратить занятие на решение школьных домашних заданий или контрольных работ по просьбе ученика (моя ошибка молодости, это резко обесценивает занятия в глазах ребёнка – его сиюминутные проблемы решены, и он не видит необходимости напрягать силы)».
Выходит так, что количество времени, потраченного на подготовку не имеет первостепенного значения. На передний план выходят другие критерии: внимательность, умение трезво оценивать ситуацию и послушание.