Внимание! Ниже воспроизведена только текстовая часть урока.
Архив ZIP (количество файлов: 1 общий размер: 0,03 Мб)
Автор: Алла Наговицына
|
Пояснительная записка:
Обучение математике невозможно без широкого применения игр. Правильно подобранные и хорошо организованные игры помогают выработать у школьников необходимые в жизни и учебе полезные навыки и качества; способствуют развитию у детей памяти, внимания, мышления и творческого воображения; воспитывают у них наблюдательность и привычку к самопроверке; учат детей подчинять свои действия поставленной задаче и доводить начатую работу до конца.
Интерес к играм, требующим напряжения мыслительной деятельности, появляется не всегда и не у всех детей сразу, поэтому такие игры надо предлагать постепенно, увлекая ими детей. Трудные и непосильные задания могут отпугнуть учеников. Лишь когда ученику удается осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает радость от проделанной работы и готов перейти к более сложной игре.
Использование игр на уроках математики и внеклассных занятиях помогает добиться того, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, и может стать отправной точкой для возникновения и развития у детей любознательности и глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются склонности и интересы к тому или иному предмету. Именно в этот период посредством игровых ситуаций учитель может раскрыть притягательные стороны математики.
Деловая игра представляет собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе решения поставленной задачи. Этот процесс условно расчленяется на такие этапы: знакомство с профессией строителя; построение имитационной модели производственного объекта; постановка главной задачи бригадам и выяснение их роли в производстве; создание игровой проблемной ситуации; овладение необходимым теоретическим материалом; решение производственной задачи на основании математических знаний; проверка результатов; коррекция; реализация принятого решения; анализ итогов работы; оценка результатов работы.
Основная идея игры состоит в том, чтобы создать производственную ситуацию, в которой учащиеся, поставив себя на место человека той или иной специальности, смогут увидеть и оценить значение математических знаний в производительном труде, самостоятельно овладеть необходимым теоретическим материалом и применить полученные знания на практике.
Благодаря соревновательному характеру деловой игры активизируется воображение участников, что помогает им находить решения поставленной задачи.
Цели и задачи урока:
- Образовательные – закрепить знания, умения и навыки, полученные учащимися при изучении темы «Площади». Совершенствовать навыки решения задач на вычисление площадей различных многоугольников;
- Воспитательные – формирование логического, абстрактного мышления; овладение интеллектуальными умениями и мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией; воспитание организованности, дисциплинированности, умения работать в коллективе; ориентация учащихся на строительные профессии;
- Развивающие – развитие умений преодолевать трудности при решении поставленных задач; развитие любознательности, познавательного интереса, коллективизма и взаимопомощи.
Оборудование: модели плиток, бланки расчетов, результатов, карточки с самостоятельными работами, раздаточный материал. (Приложение 1)
Структура урока:
- Организационный момент, постановка задачи урока. (5 мин.)
- Устная работа. (10 мин.)
- Практическая работа. (15 мин.)
- Проверка практической работы. (3 мин.)
- Итог урока. (2 мин.)
- Домашнее задание. (2 мин.)
- Резервные задания.
1. Организационный момент.
В начале урока учитель знакомит учащихся 8 класса со строительным производством и одной из наиболее распространенных строительных профессий — столяра.
Сегодня у нас с вами заключительный урок по теме: «Площади многоугольников», этот урок пройдет в форме деловой игры. В ходе этой игры вы сможете убедиться, что геометрия очень важная наука, имеющая огромное практическое применение, особенно в строительстве.
Ученик: «Строительное производство сегодня — это механизированный процесс сборки зданий и сооружений из крупноразмерных деталей, изготовленных заводским способом. Столяр работает в строительно-монтажных организациях, на деревообрабатывающих предприятиях, в столярных мастерских. Он выполняет различные операции на станках: на круглопильных — раскрой пиломатериалов, на фуговальных — строгание, на долбежных и шипорезных — выдалбливание гнезд и зарезание шипов у заготовок.
Непосредственно на строительном объекте столяр устанавливает оконные и дверные блоки, производит настилку дощатых и паркетных полов, монтирует встроенную мебель и т. д. Выполнение такой работы невозможно без знания устройства и правил эксплуатации деревообрабатывающих станков, знания технологии и организации строительного производства, умения читать чертежи. Профессия требует объемного воображения, хорошего глазомера, знания геометрии, рисования, черчения.»
Постановка задачи: сегодня все ученики будут выступать в роли строителей. Требуется выполнить работу по настилке полов строящегося детского сада. Предлагается произвести настилку паркетного пола в игровом зале размером 5,75х8 м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобедренных трапеций. Размеры плиток в сантиметрах указаны на рисунке. Рассчитать количество необходимой плитки надо так, чтобы после настилки пола не осталось лишних плиток и число треугольных плиток было минимальным, а плиток в форме параллелограммов и трапеций — одинаковое количество.
Правила игры. Учащиеся разбиваются на три бригады. Избираются бригадиры.
Первая бригада — столяры. Им нужно изготовить паркетные плитки указанных размеров в необходимом количестве.
Вторая бригада — поставщики. Им нужно доставить необходимое количество плиток на строительную площадку. Они рассчитывают это количество.
Третья бригада — паркетчики.Чтобы проконтролировать доставку, надо наперед знать, сколько и каких паркетных плиток понадобится для покрытия пола.
ОТК: (отдел технического контроля) - три человека, выполнившие эту работу дома, контролируют работу команд и осуществляют проверку.
Побеждает в игре та команда, которая первой выполнит правильный расчет.
Прежде чем вы приступите к решению поставленной задачи необходимо повторить формулы для вычисления площадей вышеуказанных фигур.
Для этого в начале урока решим несколько устных задач по готовым чертежам.
Полностью урок можно скачать в начале страницы
Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта www.moeobrazovanie.ru