Внимание! Ниже воспроизведена только текстовая часть урока.
Архив ZIP (количество файлов: 6 общий размер: 16,5 Мб)
Автор: Галина Халимоненко
|
Всероссийский профориентационный конкурс методических разработок «Экскурс в мир профессий»
Номинация: Профориентационный урок «Экскурс в профессию»
Конкурсная работа «Профессиональные» дебаты. Урок для учащихся 9 класса
Автор разработки: Учитель истории и общественных дисциплин высшей категории
Халимоненко Галина Александровна.
Цели урока:
- стимулирование самопознания и профессионального самоопределения учащихся,
- определение правильности выбора профилизации учащихся 9 класса.
Задачи урока:
- расширить представления учащихся об областях применения своих знаний, системе
- образования РФ, этапах получения образования, в том числе профессионального,
- познакомиться с профессиями юридической и экономической направленности,
- научиться определять достоинства и недостатки профессий,
- используя свой социальный опыт, научиться составлять профессиограмму профессий,
- воспитывать чувство уважения к работникам разных специальностей.
1. Оргмомент. Постановка проблемы
Учитель: - Поднимите, пожалуйста, руки те, кто уже точно определился с выбором своей будущей профессии. Спасибо. Таких немного. - А вы все передали завучу заявления о сдаче экзаменов по выбору? 100%! Экзамены уже выбрали, а с профессиями не определились.-Какие предметы вы собираетесь сдавать?
Учащиеся: физику.
Учитель: - Сколько человек выбрало физику? Трое. -Каким еще предметам вы отдали предпочтение?
Учащиеся: обществознанию, информатике, географии, биологии.
Учитель: Определим численное преимущество. (Считает, сколько человек выбрало остальные предметы.) -Обществознание выбрали почти 50%. А вы можете назвать профессии и специальности, где могут пригодиться знания по данному предмету?
Учащиеся: адвокат, судья, учитель обществознания, преподаватель экономики и др.
2.Проблемная ситуация. Познавательные задачи и вопросы
Учитель: -А вы можете определить достоинства и недостатки названных профессий, выделить этапы получения образования? Вы знаете, что относится к понятию «система
образования»?
Учащиеся дают неполные ответы.
Учитель: -Я вижу, что вы затрудняетесь в определении критериев оценки профессий,
вы имеете нечеткое представление об этапах образовательного процесса, вам не все известно об образовательной системе России.
Учитель:- Как вы думаете, какие задачи нам предстоит сегодня решить?
Учащиеся: -Мы должны подробнее узнать о системе образования в России.
-Раз у нас нечеткие представления об этапах образования, надо эти представления расширить. -Мы не умеем правильно определить «плюсы» и «минусы» профессий.
Учитель: -Оценочные суждения людей о достоинствах и недостатках профессий могут отличаться.
3. Выдвижение гипотез
Учитель:- Как вы считаете, представители человечества больше находят в профессиях
достоинств или недостатков?
Учащиеся -В каждой профессии есть много хорошего: уважение к хорошим специа-
листам, зарплата, условия работы нормальные, возможность сделать карьеру.
-Я не очень согласен с этим. Недостатков хватает у многих специальностей.
Учитель: -В процессе работы мы постараемся это выяснить. -У вас есть какие-нибудь идеи по поводу способа проверки наших гипотез? Как можно определить, чего мы сегодня назовем больше: недостатков профессий или их преимуществ?
Учащиеся:- Можно просто записывать кратко на листке бумаги в две колонки, а потом посчитать.
Учитель: -Давайте начнем решать задачи, которые мы поставили перед собой.
4. Актуализация знаний. (Получение и обработка информации. Этап 1)
Учитель: -Восполнить часть пробелов ваших знаний о системе образования в России вам поможет ваша одноклассница, выполнявшая опережающее домашнее задание и подготовившая презентацию «Система образования в России. Этапыобразовательного процесса.» (Приложение №1.)
Вам предлагается быть не просто пассивными слушателями и зрителями. Катя сделаладля вас презентацию, а я придумала задания. Эти задания только один из активных способов добычи знаний. Выполнение данных заданий развивает навыки фиксации потока информации, умение логически мыслить. (Просмотр презентации. Выполнение заданий. Задания - в приложениях №2, №3.На выполнение заданий-1,2 минуты. Пока учащиеся работают, звучит музыка. Приложение №4)
Учитель: -Давайте проверим выполнение наших заданий. Озвучьте, что у вас получилось. (По мере необходимости проводится корректировка выполнения заданий. Если учащиеся не справились с заполнением таблицы «Система образования в России», им оказывается помощь.)
Учитель: -Давайте попробуем применить полученные знания на практике. -Определите, на какой стадии образовательного процесса вы находитесь? Учащиеся называют.
Учитель: - А вы можете дать оценку системе образования в России? - Какие возможности она нам предоставляет? -Есть ли у этой системы недостатки? Какие? (Ответы учащихся.)
5. Актуализация знаний.(Получение и обработка информации. Этап 2.)
Учитель: Следующий этап работы будет намного сложнее. Он потребует от вас не только фиксировать поток информации, но и
-аргументировать свою точку зрения,
-приводить примеры из жизни,
-выделять и сравнивать критерии оценки профессий, специальностей,
-соотносить разные точки зрения на одну и ту же информацию.
Учитель: -Наступает очень важный и сложный этап работы- подготовка к «профессиональным» дебатам. Вы, конечно, не профессионалы- политики, для которых дебаты, споры- обычное дело, но вы уже тоже умеете доказывать свои точки зрения. Сейчас вы внимательно просмотрите презентацию «Юридические специальности». (Приложение №5)
Я предварительно разделю вас на 2 команды, которые мы условно назовем «Плюсы» и «Минусы». Каждая команда выберет лидера. .В процессе знакомства с материалами презентации вы узнаете некоторые подробности о специальностях прокурора, адвоката, судьи, нотариуса. Это профессиограммы указанных юридических специальностей, в которых указаны экономические, производственные, психологические и другие характеристики трудовой деятельности. Команда «Плюсы» выделит преимущества указанных профессий, а команда «Минусы» попытается указать нам на недостатки. И та,
Полностью урок можно скачать в начале страницы
Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта www.moeobrazovanie.ru