21 ноября в российских школах прошла апробация процедуры проведения итогового сочинения (изложения). Для этого было разработано 11 разных комплектов тем для разных регионов. Одна из тем в комплекте соответствовала открытому тематическому направлению «Недаром помнит вся Россия...» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова), две другие давались вне тематических направлений.
Всего для апробации было разработано 33 варианта тем:
- Имеет ли смысл человеку спорить с судьбой? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
- Зачем человек бросает вызов судьбе? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
- Спорить с судьбой или принимать её? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
- Какие произведения М. Ю. Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
- Лермонтов в Вашем читательском опыте. (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
- Жизнь – это поединок? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
- Что Вам ближе в героях М.Ю. Лермонтова: стремление к одиночеству или бегство от него? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
- Неужели зло так привлекательно? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
- Какая из мыслей М.Ю. Лермонтова Вам ближе: «Я ищу свободы и покоя» или «Так жизнь скучна, когда боренья нет»? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
- Что обрекает человека на одиночество? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
- Какие поднятые М.Ю. Лермонтовым проблемы современны и сегодня? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
- Помогает ли литература человеку познать самого себя?
- Какие нравственные уроки, с Вашей точки зрения, может преподать литература?
- Кого из литературных героев Вы узнаёте в своих современниках?
- Кого из литературных героев Вы понимаете, но не принимаете?
- Какой герой Вам ближе: созерцающий жизнь или преобразующий её?
- Какие вопросы задаёт жизни литература?
- Можно ли обойтись без книг?
- Согласны ли Вы с утверждением А.Н. Толстого: «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»?
- Кто из героев литературы Вам интересен и почему?
- Кто для Вас идеальный герой литературы?
- Способна ли книга сделать человека лучше?
- Как богата Россия хорошими людьми! (А.П. Чехов)
- Легко ли говорить правду?
- Возможно ли полное взаимопонимание между людьми?
- Чем страшен эгоизм?
- Трусость и предательство: как связаны эти понятия?
- Согласны ли Вы с утверждением одного из героев Д.И. Фонвизина: «Совесть… остерегает прежде, нежели судья наказывает»?
- Почему так важно научиться понимать другого?
- Почему важно уметь сострадать другому?
- Всегда ли любовь делает человека счастливым?
- Возможна ли жизнь без идеала?
- Чем опасна вседозволенность?
Из трёх указанных в комплекте тем школьникам предлагалось выбрать одну. В рамках этой темы необходимо было сформулировать свою позицию и аргументировать её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по выбору. При этом количество упомянутых в сочинении произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал. 3 декабря итоговое сочинение пройдет по такому же сценарию.
Кроме того, для апробации был разработан текст итогового изложения. Ознакомиться с ним можно здесь>>.
Читайте также: