Выпускное сочинение одиннадцатиклассники будут писать в декабре в рамках промежуточной аттестации. Результатом итогового сочинения может быть «зачет» или «незачет». Данный результат будет выставлен в аттестат вместе с указанием темы сочинения. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья получат право написать изложение вместо сочинения.
В августе Советом по вопросам проведения итогового сочинения были озвучены 5 тематических направлений, в рамках которых будут разработаны наборы конкретных тем, своих для каждого часового пояса. При этом школьникам и учителям они станут известны непосредственно в день проведения сочинения.
Писать итоговое сочинение школьники будут в своих школах. Проверять и оценивать работы выпускников будут школьные комиссии, которым предоставят право привлекать независимых экспертов. Неудовлетворительный результата можно будет исправить на пересдаче в феврале и конце апреля – начале мая. Если и в дополнительные сроки результат будет неудовлетворительным, учащегося не допустят к ЕГЭ, а переписать сочинение можно будет только в следующем году.
Сканированные копии уже проверенных работ планируется хранить в единой базе данных в течение 4 лет. Вузы по собственному решению смогут учитывать выпускное сочинение абитуриента, о чем будет заранее объявлено в правилах приёма в учебное заведение. Если выпускник захочет предоставить итоговое сочинение при поступлении в вуз в качестве индивидуального достижения, представители приёмной комиссии вуза должны будут взять его работу из базы и самостоятельно оценить ее. Итоговое сочинение может добавить до 10 баллов к ЕГЭ абитуриента.
Согласно информации на сайте ФИПИ, в своих итоговых сочинениях школьникам предлагается порассуждать (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы) на следующие темы:
«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
- своеобразие творчества М.Ю. Лермонтова
- особенности проблематики его произведений
- специфика художественной картины мира, характерные чертах лермонтовского героя и т.п.
Вопросы, заданные человечеству войной
- причины войны
- влияние войны на судьбу человека и страны
- нравственный выбор человека на войне
Человек и природа в отечественной и мировой литературе
- эстетические, экологические, социальные и другие аспекты взаимодействия человека и природы
Спор поколений: вместе и врозь
- семейные ценности
- различные грани проблемы взаимоотношений между поколениями (психологическая, социальная, нравственная и т.п.
Чем люди живы?
- ценностные ориентиры человека и человечества
- об этико-нравственные, философские, социальные аспекты бытия.