Остались вопросы?Задайте их
в разделе
вопросы
Вопросов:7324
Ответов:31413

Итоговое изложение (пробные тексты)

Тематика: школьники, сочинение, итоговое сочинение

Пояснительная записка

Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите подробное изложение. Рекомендуемый объём – 250-300 слов. Если в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт».

Старайтесь точно и полно передать содержание исходного текста, сохраняйте элементы его стиля.

Обращайте внимание на логику изложения, речевое оформление и соблюдение норм грамотности (разрешается пользоваться орфографическим и толковым словарями).

Изложение пишите чётко и разборчиво.

При оценке изложения в первую очередь учитывается его содержание и логичность.

 

Журавль-лётчик (пробный текст для итогового изложения 2014-2015 года)

Живя с лётчиками в лесном отряде, запомнил я рассказ о журавле Василии Ивановиче, поразившем меня умом и привязанностью к аэродрому.

Однажды лётчику Ермакову пришлось лететь над лесами. Над тайгой мотор закапризничал, лётчику пришлось спускаться на лес. Садиться в сплошном лесу особенно трудно и опасно. С высоты лётчик увидел внизу большое открытое болото и стал планировать. С остановившимся мотором он скользил по воздуху всё ниже и ниже.

В болоте ему удалось благополучно сесть между деревьями, не повредив машину. При посадке самолёт зарылся в болото и перевернулся вверх колёсами. Лётчик выбрался из перевернувшейся машины и огляделся.

Болото было большое и чистое – на много десятков вёрст. По карте лётчик определил место и, отправив за помощью бортмеханика, решил терпеливо дожидаться людей, не покидая своей машины.

К своей неудаче лётчик отнёсся спокойно. Он хорошо знал, что товарищи его не оставят и непременно скоро разыщут. Провизии с ним было немного, но у лётчика было с собой охотничье ружьё и патроны. Он не боялся погибнуть.

На болоте лётчику пришлось прожить больше недели. Каждый день он ходил на охоту, а ночью спал на крыле самолёта.

Бродя по болоту, он однажды поймал журавлёнка. Это был длинноногий, уже оперившийся птенец, не умевший хорошо летать.

– Я не знал, чем питаются журавли, и стал приносить из болота лягушек, собирал ягоды, – так рассказывал потом о своих заботах лётчик.

Больше недели лётчик и журавль жили одни в лесу. А ещё через несколько дней лётчика нашли, и к самолёту вместе с бортмехаником пришли люди. Когда всё было готово, лётчик посадил в наблюдательскую кабину своего журавлёнка, дал газ и благополучно взлетел.

Прибывшего журавля поселили на аэродроме. Скоро он привык к людям и, важно выступая, ходил возле поднимавшихся и садившихся крылатых машин. На аэродроме новый гость чувствовал себя как дома – на болоте. Новая жизнь очень понравилась журавлю. Он стал брать из рук угощение и совсем перестал бояться людей. Днём и ночью он был с людьми, работавшими на аэродроме.

Осенью, в положенный срок, журавль начал учиться летать. Вытянув шею, он брал разбег против ветра и, как разбежавшийся самолёт, отделялся от земли. Сделав круг над аэродромом, журавль благополучно и аккуратно приземлялся. Следя за его полётом, лётчики с уважением говорили:

– Здорово летает наш Василий Иванович!

(По И. С. Соколову-Микитову)
(355 слов)
 

Белый гусь (пробный текст для итогового изложения 2015-2016 года)

Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.

Этой весной, как только пообдуло проселки, я собрал свой велосипед и покатил открывать рыбачий сезон. Когда я проезжал вдоль деревни, Белый гусь, заметив меня, пригнул шею и с угрожающим шипеньем двинулся навстречу. Я едва успел отгородиться велосипедом.

– Вот собака! – сказал прибежавший деревенский мальчик. – Другие гуси как гуси, а этот... Никому прохода не дает. У него сейчас гусята, вот он и лютует.

Переругиваясь с гусем, я и не заметил, как из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-сизой тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба. Гуси перестали щипать траву, подняли головы. Я едва успел набросить на себя плащ, как туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем. Гуси, растопырив крылья, полегли в траву. Под ними спрятались выводки.

Вдруг по козырьку кепки что-то жестко стукнуло, и к моим ногам скатилась белая горошина. Я выглянул из-под плаща. По лугу волочились седые космы града. Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой.

Туча свирепствовала с нарастающей силой. Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края. На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горошины.

Гуси не выдержали и побежали. То здесь, то там в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк. Порой писк внезапно обрывался, и желтый «одуванчик», иссеченный градом, поникал в траву.

А гуси все бежали, пригибаясь к земле, тяжелыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка. Вслед за ними мелкой галькой в реку сыпались малыши – те немногие, которые успели добежать. К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда, которые больно секли меня по спине.

Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. Луг, согретый солнцем, снова зазеленел.

На середине луга никак не растаивала белая кочка. Я подошел ближе. То был Белый гусь. Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею.

Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу.

(По Е.И. Носову)
(371 слово)
 

Корзинка (пробный текст для итогового изложения 2017-2018 года)

Собака со смешным именем Корзинка редко бывала дома. Она была дворняжкой среднего роста, с жёсткой спутанной шерстью. Хозяйка не любила её и не заботилась о ней. Весь день Корзинка бегала по посёлку в поисках пропитания. Возвращалась домой она только к ночи.

И вдруг у собаки родились щенята. Корзинка заботливо устроила их под домом. Узнав о прибавлении семейства у Корзинки, хозяйка пришла к соседу и попросила избавить её от щенков.

Гусаров, так звали соседа, явился в назначенный час. Он постоял перед дверкой, ведущей под дом, опустился на колени и заглянул внутрь. Собака лежала на боку. Два маленьких щенка жались к её животу. Гусаров полез под дом. Собака повернула к нему голову. Убедившись, что это человек знакомый, она не заволновалась, а продолжала кормить своих детей. Лёжа на животе, Гусаров наблюдал за жизнью дружного собачьего семейства.

И вдруг в памяти Гусарова возникла тёмная, нетопленая изба. Он вспомнил военные годы, маму, сестрёнку и себя. Сестрёнка плакала, а его мучил голод. Временами мама обнимала их обоих и прижимала к себе. И сразу становилось теплее. Сестра утихала, а он чувствовал себя защищённым от всех бед, от войны, от холода, и засыпал...

Сейчас Гусаров вдруг позавидовал двум пушистым щенкам, которые посасывали молоко. Гусаров осторожно протянул руку к животу спящей собаки. И тут чей-то маленький беззубый рот ухватился за его палец и стал энергично сосать. Гусаров хотел отдёрнуть руку, но щенок крепко присосался к пальцу. Гусаров вдруг почувствовал, что не сможет оторвать щенков от матери.

Вечером хозяйка взяла фонарь и полезла под дом. Ни собаки, ни щенков под домом не было.

Прошло несколько дней. Корзинка не возвращалась. Это рассердило хозяйку. В воскресенье она отправилась в посёлок на поиски беглянки. Вдруг вдалеке мелькнула знакомая шкурка. Хозяйка стала звать собаку, но та бросилась прочь. Хозяйка побежала за ней, чтобы догнать и наказать её. А Корзинка добежала до какого-то забора и юркнула в лаз. Хозяйка остановилась перед воротами. Это были ворота дома, в котором жил Гусаров. Она принялась звать собаку, но ничего не добилась.

В это время в тесной комнате два щенка сосали материнское молоко, а Гусаров сидел рядом на табуретке и улыбался.

(По Ю.Я. Яковлеву)
(342 слова)

 

Для тренировки написания итогового изложения также можно воспользоваться текстами, которые давались выпусникам в прошлые годы, или специальным сборником текстов.

______________________

Это может быть интересно:


Источник: «Моё образование». При использовании материала ссылка на статью обязательна.
Следите за важными новостями образования в нашей группе ВКонтакте:

Комментарии (1)

6 Оцените комментарий: Ответить
16 Ноябрь 2019 в 01:43
Порекомендую друзьям.
Оставить комментарий
Ваше имя:
Войти через: