Архитектор. Человек проектирующий
Одно из самых печальных явлений в профессии - это так называемые "бумажные архитекторы". Они создают проекты, делают их модели - и на этом процесс заканчивается.
Маленький мальчик говорит: "Я, когда вырасту, буду архитектором и сделаю дома без углов! А то надоело...." (фольклор) Слово "архитектор" стремительно меняет смысловую окраску. Еще совсем недавно это, в представлениях многих, был худощавый юноша или бледная барышня, тихо сидевшие у двадцать пятой батареи пыльного проектного института, возле огромного кульмана, с карандашом в руках и мечтательным взглядом. Сейчас архитекторы, по мнению окружающих, весьма обеспечены, вальяжны и пронырливы. Они рисуют арки и колонны для новорусских особняков, умудряясь при этом виртуозно увеличивать стоимость постройки в несколько раз. На этой волне в архитекторы "записалось" множество людей. Дизайнеры, чертежники, художники, декораторы и оформители - все это совсем другие специальности. Но, пользуясь повышенным спросом именно на архитектуру, изучив несколько компьютерных программ, они начинают заниматься архитектурным проектированием.
Что такое архитектурное проектирование?
Говоря по-научному, это создание предметно-пространственной среды обитания человека в различных формах ее предназначения, будь то жилье, работа, досуг... Осмысливая потребности заказчика, архитектор создает общую концепцию проекта, а затем прорабатывает ее до стадии, после которой объект может быть реализован. На деле это означает, что архитектор не только придумывает, как, например, будет выглядеть здание, но и выбирает материал, анализирует геодезические условия, вычисляет параметры устойчивости, надежности, безопасности. Затем разрабатывает проект, включающий в себя всю информацию, необходимую для строительства. Это значит, что должны быть учтены государственные нормативы (и их надо знать), выбраны способы строительства, последовательность выполнения разных этапов и так далее. На этапе строительства архитектору выпадает сложная работа - наблюдать за тем, чтобы проект выполнялся именно так, как он задуман. Получается, с одной стороны, архитектор - это художник и творец, а с другой - инженер, прораб и администратор в одном лице. Те, кто умеет соединять в себе эти качества, имеют все шансы сделать в этой профессии карьеру.
Чему учат будущих архитекторов?
Поступить на архитектурное отделение института весьма непросто. Причина - смотри выше, резко выросший статус этой профессии. Для того чтобы стать студентом престижного МАРХИ (Московский архитектурный институт) или профильного факультета Государственного института землеустройства, необходимо сдать творческие экзамены. В МАРХИ, например, это рисунок (гипсовый слепок классической головы), композиция (рисунок, выявляющий умение выделять конструктивную основу модели, ее верное построение и соблюдение пропорций) и черчение (по заданному аксонометрическому изображению объемно-пространственной композиции нужно построить в карандаше и обвести тушью план, фасад, боковой фасад и прямоугольное сечение). Из общеобразовательных предметов, как правило, остаются сочинение и математика. Если экзамены пройдены успешно, то предстоит долгий и непростой путь к профессии. Поскольку сегодня к архитекторам предъявляются высокие требования, буквально каждый год увеличивается число предметов в учебной программе. На первом курсе студенты изучают одновременно историю отечества, историю и теорию культуры, историю искусств, историю русского искусства, историю архитектуры, высшую математику, теоретическую механику, сопротивление материалов. А кроме этого, начинаются практические работы. Студенты выполняют собственные проекты: сооружений без внутреннего пространства, небольших открытых объектов (детских площадок, пристаней и т.д.), общественных зданий. Еще они занимаются рисунком, живописью, материаловедением, начертательной геометрией, геодезией и т.д. На следующих курсах теоретическая программа дополняется архитектурной физикой, статикой сооружений, основами экономической теории, предметами из области инженерных знаний, основами строительного производства. Архитектурные факультеты традиционно считаются элитой строительных вузов. Их студенты зачастую работают в ином ритме, чем их ровесники с других факультетов. Во многих вузах за каждой группой закрепляется "мастерская", где жизнь кипит до поздней ночи. Ведь подготовка архитекторских проектов требует достаточного по размерам рабочего места, чертежной доски, ватмана, планшета. Поэтому многие студенты предпочитают заниматься в институте, а не дома. Отсюда - творческая атмосфера, общение, обмен творческими идеями.
Карьерные возможности
Если обучение все архитекторы вспоминают тепло и радостно, то следующие годы жизни многих приводят если не к разочарованию в профессии, то к серьезным размышлениям над ней. Раньше, когда существовал государственный заказ на специалистов, все выпускники архитектурных институтов и факультетов собирались в проектных институтах. И уже там проходили все неизбежные ступени профессионального и служебного роста. Альтернативы этому не было. Максимум, что мог позволить себе советский архитектор, - это "шабашки" на строительстве дач. Когда же проектные институты перестали нуждаться в молодых специалистах, предложив вместо госзаказа свободный рынок, у архитекторов появился выбор.
Как же сегодня может реализовать себя архитектор?
Во-первых, как свободный художник. Это значит, что он сам себе директор, бухгалтер, исполнитель и рекламный агент. Сам ищет заказчика, ведет переговоры и выполняет заказ. Таких "одиноких волков" довольно много, но, как правило, они работают на небольших объектах - частных домах, дачах, мелких магазинах. Когда объемы заказа превышают возможности одного человека, возникает некая бригада, состоящая, правда, тоже из свободных художников. В ней существует распределение ролей. Чаще всего тот архитектор, который нашел заказчика, берет на себя основную часть работы, а к решению второстепенных задач привлекает коллег - либо архитекторов, либо дизайнеров. Соответственно при этом распределяется и доход. Такие бригады существуют до выполнения заказа, затем распадаются. Если несколько человек регистрируются как юридическое лицо, то они становятся архитектурной или дизайн-студией. При этом нанимают бухгалтера, администратора, секретаря. Небольшие студии могут и не иметь постоянного руководителя, потому что поиск заказчиков, переговоры с ним выполняет сам архитектор, распределяя внутри студии излишек работ, который не может "потянуть" один человек. Если деятельность студии успешна, то из нее со временем вырастает мастерская. Мастерские как форма организации труда архитекторов появились в результате отделения от проектных институтов части сотрудников. Поэтому и построены они часто по такой же модели: руководитель (архитектор), заместитель (директор) и партнеры. Здесь уже архитектор получает заказ через своего руководителя, не занимаясь юридическими и финансовыми вопросами. Часто в мастерской работают рядом с архитекторами и специалисты-смежники (строительная бригада, например). Некоторые фирмы-производители имеют в штате собственных архитекторов, правда, с некоторым "перекосом" в сторону дизайна. В последнее время растет популярность, как ни странно, государственной службы. Работа в комитетах по строительству и архитектуре опять стала престижной и неплохо оплачиваемой. Архитектор здесь не только занимается проектированием городов, областей и районов, но и контролирует и регулирует строительство, утверждает проекты и следит за соблюдением нормативной базы.
Как попасть в обойму
Одно из самых печальных явлений в профессии - это так называемые "бумажные архитекторы". Они создают талантливые (или не очень) проекты, делают их модели из бумаги - и на этом процесс заканчивается. Воспитанные на образцах великой мировой архитектуры, они строят грандиозные планы, но не находят желающих их воплотить. И хотя сегодня у архитекторов появилось гораздо больше возможностей создавать реальные, а не бумажные здания, возможностей для самореализации, как и в любой творческой профессии, не хватает на всех. Работодатели сегодня так формулируют требования к архитекторам: умение работать под контролем и самостоятельно, способность выполнять заказ качественно и в срок, неординарное мышление и творческий подход, и конечно, свободное владение современными архитектурными компьютерными программами (ArchiCAD и ей подобные). Самая большая сложность, подстерегающая молодых специалистов, - отсутствие опыта. Работодатель предпочитает брать исполнителя, у которого за плечами пара-тройка выполненных проектов. И главное здесь, по утверждению кадровых агентств, найти первого заказчика. Пока хотя бы одна работа не будет доведена до этапа строительства и сдачи объекта госкомиссии, серьезные фирмы вряд ли будут рассматривать кандидатуру. Но есть и обнадеживающие новости. В последние несколько лет все больше государственных чиновников приходит к мысли, что архитектура - это дело не только частное. Если архитектор тратит большую часть жизни не на создание проектов, а на их "пробивание" - страдает общество. Поэтому все чаще молодые архитекторы получают возможность участвовать в конкурсах и получать государственные гранты на воплощение своих проектов. Постепенно становятся все более востребованными фирмы, в которых вместе работают архитекторы, инженеры и строители. Кроме того, строительство сегодня развивается с такой скоростью, которой наша страна не видела уже лет триста. А это значит, что в ближайший десяток лет спрос на грамотных, экономически подкованных архитекторов будет только расти.
__________________________
Это может быть интересным:
Архитектурные и строительные вузы
Специальности архитектурных и строительных вузов
Архитектурные и строительные ссузы
Специальности архитектурных и строительных ссузов
Советы психолога по выбору профессии
Источник: Журнал "Обучение в России"
Автор: Ольга Черномыс