С тех пор как я покинула областной центр и уехала в маленький северный поселок преподавать в школе, меня часто спрашивают: «Как тебя угораздило?» А ведь это было не спонтанное решение, а взвешенный и обдуманный шаг, который в корне изменил мою судьбу. Поэтому, думаю, интервью с самой собой, поможет всё объяснить…
- Для начала расскажи о себе, ведь читатели должны знать, о ком пойдет речь.
- Меня зовут Тимофеева Анна, мне 29 лет, по первому образованию я филолог-журналист, по второму – учитель русского языка и литературы.Уже больше трех лет работаю учителем в маленьком поселке на севере Амурской области – Токуре.
- Как получилось, что из журналиста ты превратилась в учителя?
- После первой же журналистской практики, я поняла: это не моё. Но писала я интересно, умела наладить контакт с респондентами, поэтому после вуза получила множество предложений работы по профессии. Однажды меня отправили писать репортаж со школьной линейки, посвященной Дню знаний. Меня так заворожила атмосфера детства и праздника, нахлынули воспоминания из собственных школьных будней… И так захотелось остаться в этих стенах, зайти в класс, что-то с упоением рассказывать детям, видеть их горящие глаза…Со временем понимание того, что я не на своем месте, росло. Поэтому, когда мужу предложили работу на севере и мне выпала возможность работать там же в школе, я не раздумывая согласилась. После этого друзья начали называть меня «женой декабриста».
- Оправдались ли твои ожидания, когда ты начала работать по профессии мечты?
- Да, хотя я, конечно, переживала, что не справлюсь. Но начав вести свой первый урок, я ощутила невероятное чувство радости и удовлетворенности, а в голове промелькнула мысль: «Это моё!». Теперь я не представляю себя в другой профессии. Хотя с уверенностью могу заявить: это самая сложная работа на свете! Съездив на несколько репортажей, сдав в печать газету и вернувшись домой за полночь, я не уставала так, как после шести уроков в школе…
- А в детстве ты мечтала стать журналистом или учителем?
- Как ни странно, но именно учителем! У меня были великолепные педагоги, которым я безмерно благодарна! Учиться я любила, а больше всего мне нравились русский язык и литература. Поэтому я мечтала в будущем преподавать эти предметы в школе. Даже ходила в педагогический класс, который позволял на льготных условиях поступить в вуз.
- Почему же тогда не пошла учиться на педагога?
- Летом мы отрабатывали практику в пришкольном лагере, там я столкнулась с одной «проблемой»: меня невероятно любили дети. Когда я приходила, они налетали вихрем и не отпускали, пока их не забирали родители. Некоторые даже домой уходить не хотели, потому что нужно было расставаться со мной. Мальчишки из младшей группы дарили мне полевые букеты и предлагали руку и сердце. Но чаще дети ругались из-за того, что я уделяю внимание кому-то другому. К сожалению, справиться с этой ситуацией я не смогла в силу своей неопытности и просто-напросто сбежала из лагеря, смалодушничав и приняв поистине детское решение. Поэтому и в педагогический вуз не поступила, выбрав другую профессию. Но, к счастью, судьба указала мне верный путь.
- Что тебе нравится в профессии учителя больше всего?
- Мне нравится то, что я могу проявлять все свои таланты и способности.
Учитель – это не только тот, кто рассказывает, какпишется жи/ши или что дважды два четыре. Это тот, кто постоянно думает, как подать сложный материал интересно и понятно, до ночи сидит и готовит презентации к уроку, составляет схемы, что-то вырезает, клеит, сочиняет… Я, например, уже побывала в роли режиссера и руководила постановкой кукольного спектакля и съемками школьного «Ералаша». Освоила искусство монтажа, чтобы создать ролик на «Мисс Осень» для участницы из моего класса. Для этого же конкурса выкроила и сшила платье Белоснежки (до сих пор не могу понять, как у меня это получилось). Кроме того, я постоянно фотографирую все школьные мероприятия и своих детей. Отточила мастерство так, что веду кружок по фотографии. И это только начало!
Мне нравится то, что я могу направлять учеников и «лепить» из них хороших людей.
Дети – это незастывший пластилин, важно успеть придать ему нужную форму, пока он не затвердел. Дети так тянутся к учителям, им интересно наше мнение и наш пример. Это дает им ориентир, а нам постоянный стимул к самосовершенствованию.
Мне нравится то, что я забываю обо всем на свете, когда веду урок. Это невероятный душевный подъем! Однажды я пришла в школу с адской зубной болью, от которой даже думать не могла. Но начался урок, и через пару минут я перестала чувствовать недомогание. Боль вернулась, только когда прозвенел звонок.
- А есть ли какие-то минусы в работе учителя?
- Конечно, и немало. К сожалению, статус учителя сейчас слишком низок, престиж профессии падает. Взять хотя бы нищенские зарплаты: оплатил коммуналку, еду, и ничего не осталось.А ведь бумагу, краску для принтера, методическую литературу, разнообразные карточки для уроков и необходимую канцелярию мы покупаем сами за свои деньги. Кроме того, учителей сейчас просто-напросто завалили бумажной работой. Каждое свое действие нужно подтвердить бумажкой. На это уходит очень много времени, которое бы лично я лучше потратила на подготовку к урокам.
- Правда ли, что у учителей короткий рабочий день и в три часа ты уже дома?
У учителей бесконечный рабочий день! Даже если мы приходим домой из школы в три часа… Мой рабочий день начинается в восемь утра. Обычно у меня пять-шесть уроков в день, включая субботу. После занятий я проверяю тетради, провожу репетиции, кружки или консультации. Домой возвращаюсь в три-четыре часа. Часов в пять сажусь «делать уроки» - так мы называем подготовку к занятиям. У учителя русского языка и литературы это занимает очень много времени. Лично я каждый год перечитываю все программные произведения, так как все равно какие-то детали со временем забывается. Сейчас, к примеру, в 10 классе мы проходим «Войну и мир», а в 11 – «Тихий Дон»… Так что проблемы «что почитать?» для меня не существует)))
- Но ведь сейчас можно скачать любой конспект к уроку из интернета, и это займет пару минут…
- Любой учитель, который любит свою профессию, всегда будет готовить уникальные уроки, а не скачивать заготовки из интернета. А это занимает много времени: я могу сесть за уроки в пять и закончить в десять вечера. Тема: «Имя существительное»… Чтобы интересного придумать? А будем-ка мы строить «дом» для имени существительного и в каждую его деталь вписывать признаки этой части речи! И началось: создать электронный проект «дома», распечатать, вырезать, подогнать тему к своей задумке и составить план урока…
Да, работа занимает все мое время, но это приносит мне невероятное удовольствие… К тому же мне повезло с мужем: он помогает в домашних делах, на которые совсем не остается времени. Как гласит современная шутка, жена-учитель – странный предмет: по паспорту есть, а в реальности – нет. И это правда! Жена-учитель вечно в работе)
- Без каких качеств невозможно быть учителем?
- Без сильной и беззаветной любви к детям. Дети разные, дети совсем не такие, какими были мы когда-то, дети часто протестуют и проверяют нас… Чтобы все это выдержать, не сломаться, нужно просто-напросто любить их всех, какими бы они ни были! Также любому учителю нужно иметь безграничное терпение. Я даже и не знала, каким терпением обладаю, пока не пришла работать в школу. Думаю, это главное, это основа, а остальное приложится, было бы желание!
- Спасибо за беседу!
Орфография и пунктуация автора сохранены