Остались вопросы?Задайте их
в разделе
вопросы
Вопросов:7323
Ответов:31408

Интервью о профессии: дирижер

03 Июнь 2016
Тематика: Интервью со специалистом, самые разные профессии, выбор профессии, конкурс 2016

Это интервью я взяла у своего дедушки Шевченко Геннадия Павловича. Одна из его профессий – дирижёр духового оркестра. Мне кажется, это довольно редкая и интересная профессия.

Расскажите о себе. Кем Вы работали и как долго Вы работали по этой профессии?

Мне 70 лет. Я получил две профессии. Сначала я получил профессию дирижёра духового оркестра, а потом автомеханика. Дирижёром я проработал более двадцати лет. Несколько лет совмещал обе профессии, а потом, пока позволяло здоровье, работал механиком.

Довольны  ли своим выбором?

Конечно, обе профессии я выбрал по желанию. С детства, наверное, одинаково, нравилось возиться с техникой и заниматься музыкой. Но по здоровью (Геннадий Павлович инвалид детства II группы) я не мог осуществить мечту насчёт техники, а вот музыка была доступна для меня.

Давайте поподробнее поговорим о профессии дирижёра. Почему именно это?

Лет в 6-7 отец научил меня и брата играть на гармошке. Семья у нас музыкальная: мать пела, я, брат и отец играли на гармошке. Но мы были самоучки, а мне хотелось освоить ещё какой-нибудь инструмент и получить профессиональные навыки. После восьмилетки поступил в Барнаульское  культпроссвет училище на отделение народных инструментов.

А как же профессия дирижёра духового оркестра?

В училище студенты проходили предмет «дирижирование». И наряду с получением специальности по основному инструменту, — в моём случае по баяну, — все получали ещё специальность «дирижёр самодеятельного оркестра». Так что это было первым моим знакомством с будущей профессией. В училище был такой принцип: занимаясь на основном инструменте, можно было приобрести дополнительно профессию дирижёра.

Сложно ли было освоить эту профессию? Какое образование нужно получить?

Ну, чтобы освоить любую профессию нужно приложить усилия. Конечно, приходилось много заниматься. Кроме того, что будущий дирижёр должен  научиться отлично играть на одном или нескольких инструментах, мы изучали теоретические дисциплины, участвовали в концертах. А профессию эту можно получить в музыкальном училище, а потом в консерватории.

Нужны ли какие-то особенные качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?

Для этой профессии очень важны такие черты характера, как стрессоустойсивость, уверенность в себе, педагогические способности, артистичность, способность увлекать и удерживать внимание. Профессия требует от специалиста определённого музыкального таланта, умения выполнять организаторские функции, глубоких теоретических знаний.

С какими трудностями Вы сталкивались в вашей профессии?

Тут нет такого: ты научился делать какую-то деталь и всю жизнь её делаешь. Здесь постоянно открываешь для себя что-то новое.

Это интересная, но подчас весьма тяжёлая профессия, потому что помимо дирижёрских навыков приходится работать с людьми, важно найти подход к каждому. Важно заразить идеей музыкантов, добиться слаженности, хорошего ансамбля.

Что означает движение палочкой?

Дирижёрский жест выражает характер музыки: громче, тише, мягче, твёрже. Движения палочки обозначают темп: можно дирижировать медленно, быстро, можно показать ускорение или замедление. Всё движение, которое есть в музыке, передаёт жест дирижёра. Дирижёр своим жестом также передаёт вступление групп. Многие дирижёры, кстати, и без палочки работают. Это дело сугубо личное. Палочка просто удлиняет жест дирижёра и делает его более точным.

Что самое интересное?

Для меня самой интересной была работа с детьми. Я много лет вёл духовой оркестр в школах, причём в сельских. Для деревенских мальчишек духовой оркестр - это была диковинка и они с огромной отдачей занимались. Часто выступали на торжественных мероприятиях, участвовали в конкурсах, занимали призовые места.

Кто-то из ваших учеников продолжил Ваше дело?

Многие из них, став взрослыми, продолжили играть в моём оркестре и других оркестрах. Один мой ученик работал даже в Москве, в военном оркестре. Пару лет назад несколько моих бывших учеников решили меня навестить, а не виделись мы более 20 лет. Многих и не узнал. Мы вспоминали то время, когда занимались в оркестре, рассказывали у кого как сложилась жизнь. Было очень приятно, что наши занятия в духовом оркестре оставили свой след в их жизни.

Позволила ли Ваша профессия раскрыть творческие способности?

Конечно, ведь это творческая профессия. Взять композитора или художника: у человека есть внутренняя идея, которую он должен воплотить; мысль не даёт ему покоя. Так и здесь: ты берёшь произведение, представляешь его звучание, вживаешься в него, пропускаешь через себя. Дирижёр – это как соавтор.

Сбылась ли детская мечта о будущей профессии?

В детстве я не мечтал конкретно о профессии дирижёра духового оркестра, я даже о ней и не знал. Мне просто очень нравилось заниматься музыкой. Но я рад, что так сложились обстоятельства, что эта профессия вошла в мою жизнь. Причём она изменила и мою личную жизнь.

Каким образом?

Учась в училище, я познакомился со своей будущей женой.  Она училась курсом старше на дирижёрско-хоровом отделении (дирижёр хора). Поженились мы будучи студентами и вот уже пятьдесят лет вместе, в этом году у нас «золотая свадьба». У нас двое детей, трое внуков и уже родилась правнучка.

Насколько Ваша профессия полезна для нашей страны?

Ну, в масштабах страны я судить не могу. Но, как и любая творческая профессия, она важна для культурного развития общества. Эта профессия приобщает людей к хорошей музыке, прививает отечественную и зарубежную музыкальную культуру, даёт возможность переживать настоящие эмоции, которых в современном мире мало

Приносит ли Ваша профессия хорошие деньги?

К сожалению, как и многие творческие профессии, оплата в этой сфере невысокая. Ведь я работал в любительских оркестрах. Чтобы обеспечить семью, мне приходилось дирижировать в нескольких оркестрах, искать дополнительные заработки. Конечно, те, кто работает в больших  профессиональных оркестрах имеют и неплохую зарплату, и поддержку спонсоров и большое количество выступлений.

Почему Вы ушли из профессии?

В советское время у нас в городе на каждом предприятии (а на некоторых и не по одному), в школах были свои оркестры. Они выступали на торжественных мероприятиях, демонстрациях. Но изменилось время. Изменилось отношение к самодеятельным духовым оркестрам, да и ко всему самодеятельному творчеству. Они стали не нужны в таком количестве. Сейчас в городе существует один духовой профессиональный оркестр.

Кому бы Вы могли порекомендовать Вашу профессию?

Наверное, тем, кто любит музыку, увлечен ей и хочет заниматься профессионально.  Ну и конечно, будущий дирижёр должен обладать музыкальным слухом, чувством ритма, музыкальной памятью, хорошей координацией, терпением, педагогическими способностями, лидерскими качествами, целеустремлённостью и силой воли.

О чём бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию?

Дирижёр является представителем самой сложной из всех музыкальных профессий. Во время своей работы он несёт ответственность за качество выступления всей команды. Он знаток не только музыкальных произведений, но и способностей каждого из музыкантов с которыми работает.К этой профессии идут годами.  Но не стоит бояться, надо идти к своей цели и много-много трудиться.  Результат обязательно принесёт удовлетворение от профессии.

Как Вы видите свою профессию в будущем?

Профессия дирижёра духового оркестра всегда была редкой, а сейчас она становится штучной, эксклюзивной, но более профессиональной. Я думаю, что люди этой профессии, особенно талантливые, одарённые и высокообразованные, в будущем будут цениться ещё выше. 

 
Интервью провела Назлуханян Анна,
8 класс МБОУ «Гимназия» г. Арзамаса

Авторские орфография и пунктуация сохранены


Источник: «Моё образование». При использовании материала ссылка на статью обязательна.
Следите за важными новостями образования в нашей группе ВКонтакте:
Знаете ли вы...

Уникальна история жизни этого талантливого русского самоучки. Будучи отправлен в молодости в Англию учиться механике, Алексей Сурмин поразил англичан живостью ума и мастерством. В каком произведении увековечена память о тульском мастере?

Комментарии (1)

2 Оцените комментарий: Ответить
16 Ноябрь 2019 в 00:29
Порекомендую друзьям!!!
Оставить комментарий
Ваше имя:
Войти через: