Остались вопросы?Задайте их
в разделе
вопросы
Вопросов:7323
Ответов:31408
27 Май 2010
Тематика: профессии, профориентация, выбор профессии

10 страхов при выборе профессии

«Я серая мышь и не верю в себя. Но жить как-то надо!..»

Ко мне на консультацию пришла Олеся, 26 лет. Она искала себя и все не находила. Говорила: «Ничего не хочу, ничего про себя не понимаю, ни к чему не способна». Я обнаружила, что девушка любила и любит собак всей душой. И вся ее семья – мама, сестра – занимается ветеринарией. Олеся не стала поступать в ветакадемию, побоялась экзамена по химии. Отвернулась от любимой темы, вытесняет тему из души. Но тема не отпускает от себя. И не дает любить другое.
Почему Олеся не посмела или не посмела посметь выучить химию – вопрос отдельный, захватывающе интересный, требует раскопок в семейных отношениях. И я не стала этого делать. Зачем? Олеся попала ко мне в 26-тилетнем возрасте и уже не хотела быть врачом.
А вот собак она любила, и мы придумали ей другую профессию – кинолога, собаковода.


Говорят, есть два важных дела в жизни: выбор профессии и выбор спутника жизни.
Люди, конечно, опасаются сделать ошибку, осторожничают. И правильно. Лучше не ошибаться в этом важном деле. Однако из-за страха человек может отказаться от любимого направления, дела и пойти неверным путем.
Вот какие страхи я наблюдаю у выбирающих профессию молодых людей.

1. «Я плохо знаю предмет (физику) и не сдам экзамен».
Этот страх понять можно. Что стоит за ним? Нет настоящей страсти к профессии, для которой надо учить алгебру. Алгебра – препятствие. Человек не готов ради мечты засесть за алгебру. Или это просто слова «не знаю физику», уловка, увертка от родительского требования стать инженером? «Я знаю, чего хочу: буду артисткой».

2. «У меня все хорошо получается, но сильно я ничего не люблю. Я боюсь, что у меня ничего не получится, что мне будет скучно. Как мне быть?»За этим рассуждением стоит тревога не состояться, пройти мимо ГЛАВНОГО. В этом случае стоило бы обратиться к хорошему специалисту про профориентации. Но если браться самостоятельно за дело, то можно попробовать метод исключения.Написать десять профессий, которые ни в коем случае не хотелось бы практиковать. Вот их исключить. Посмотреть, что их объединяет. Написать десять более или менее симпатичных профессий, определить, что  объединяет их. Это работа над поиском критериев, и лучше все же заняться ею в компании человека, который знает содержание современных профессий. Советую обратиться к специалисту.

3. «У меня все плохо получается. Я серая мышь и не верю в себя. Но жить как-то надо».
При внимательном рассмотрении оказывается, что есть такие действия, которые человек делает хорошо. Другое дело, что он не придает этому значения, и окружающие не придают этому значения. Подумаешь – умеет слушать, хочет помогать, имеет доброе сердце… Это еще не профессия!
Вопрос: что любит делать человек, чем он готов заниматься все время? Я еще не видела такого человека, который бы не мог делать хорошо хоть что-нибудь. Когда человек говорит про себя, что он все делает плохо, то это он себя меряет по стандартным меркам или даже просто повторяет чужие слова о нем. Школьные мерки известно каковы. Успеваешь в школьной программе – значит, молодец. А жизнь – такая строгая тетенька! Она школьным отличникам может выставить итоговую «двойку» в классе эдак двадцать втором. То есть когда тебе тридцать. Выпускники-отличники часто могут быть безвольными существами из-за того, что у них способности выше среднего.
Родители! Вот что действительно надо воспитывать в ребенке, так это волю к преодолению препятствий, особенно если эти препятствия внутренние – лень, тупость, плохая память. Больших вершин достигают трудолюбивые. И еще такие, которые не боятся учиться у жизни и делать работу над ошибками, при этом не страдая излишним чувством вины.

4. «А вдруг я ошибусь? Мама лучше знает!».
Какой бы мама ни была внимательной и заботливой, но она все же недостаточно осведомлена о профессиях. Ведь на свете есть не только врач, учитель, переводчик и экономист с юристом. Есть, например, биофизик, зоопсихолог, этнолог. Родители, желая добра своему чаду, двигают его в хлебную профессию. С их точки зрения, хлебную. Но если бы вы только знали, сколько я перевидала на своем веку зареванных адвокатов-прокуроров и бухгалтеров!
Часто внимательные родители хорошо чувствуют способности своего ребёнка и дают ему максимум того, что можно дать – языки, спорт, общение, рисование, музыку, танцы. И все равно конфигурация ЗАПРОСА на профессию может быть скрыта от глаз, долго не поддаваться описанию.

5. «А вдруг я не поступлю (в хорошее место) и потеряю год?»
Этот страх неудачи подогревается коллективными причитаниями: «Ты что! Там без взяток делать нечего. Куда нам со свиным рылом в калашный ряд!» Я сказала бы так: «Ну ничего, потеряешь год, хорошенько подготовишься и потом поступишь в хорошее место». «А если я забуду школьную программу?» – «А ты не забудешь, если будешь все время готовиться, каждый день». – «Ой, я такой ленивый, у меня такой характер ленивый, вы бы знали!»
Знаем, знаем! Раз ленивый, ничего из тебя не выйдет – вот мой вердикт. «Если ты вялый и вареный овощ – ну что же, большинство людей именно таковы. Будешь большинством. Кто-то ведь должен составить серую массу, вот ты и будешь серой массой. Поступай туда, куда возьмут».
Жестоко? Да. Очень. И иногда такое заключение встряхивает юношу. Если юноша не безнадежен.
Кто не гребет против течения – того сносит.

6. «А вдруг я окажусь в нижнем слое общества? Ведь карьеру делать необходимо. В конце концов, надо стать начальником. Плох ведь тот солдат, который не хочет стать генералом. Не очень, правда, хочется, я не люблю командовать людьми, но надо. Поэтому надо в институт. Поэтому я не пойду в повара, в ремесленники, а пойду в юристы, сделаю карьеру, стану судьей, прокурором, открою адвокатское бюро».
Ошибка. Если тело, мозг, руки расположены делать красоту руками – надо этому учиться. Знаете, что такое тоска по дереву? По краске, по цвету? Сильная тоска. Она овладевает человеком лет в 30 и даже в 40, если он одарен, но не дал ходу своему дарованию.

7. «Как я уеду от родителей? Где я буду жить? Нет, лучше дома. Пусть скучновато, зато дома».
Ну что ж, будь все люди одинаково смелыми – мир стал бы воинственнее. Спасибо вам за то, что вы уменьшаете воинственность этого мира.

8. «У меня нет шубы (я не соответствую общему стандарту). У всех девушек в таком-то институте есть шубы, есть автомобили, а у меня нет».
Низкая самооценка прожорлива. Она питается всем, что находит: высоким ростом, низким ростом, длинным носом и коротким носом, вашей бедностью и вашим богатством… Много есть поводов, из-за которых люди не стали получать образование, которое могли. Однако суть в том, что такой девушке образование само по себе не требуется, знания не нужны. Что же нужно? Возможно, материальный достаток. Хорошо, скажете вы, но ведь и материальный достаток скорее придет в руки компетентному, образованному человеку! Совершенно с вами согласна. Но девушка слишком юна и заблуждается.

9. «А вдруг у меня нет таланта?»
О том, есть ли талант, судят по результатам жизни, по продуктам, которые вы создаете. Бывает, что взрослые не видят способностей в ребёнке, бывает, что видят. ИХ мнение может существенно повлиять на его развитие. Но сильнее всего влияет именно разнообразие интеллектуального и чувственного опыта, которое может дать растущему человеку среда. А может и не дать. У одного ребенка на заре жизни есть бабушка, которая водит его по лесам и лугам, показывает травинки, учит наслаждаться красотой неба и жалеть живое. Другой живет с видом на мусорную кучу в среде пьющих мужиков и баб, слыхом не слыхавших о Маршаке и Пушкине. Второму труднее определить, в чем его талант. Вообще, ему труднее осознать и оценить хорошую жизнь, которая включает общение с природой, музыку, книги, здоровье, развитие. Обращаясь к взрослым, скажу: развивайте свое зрение, утончайте его, дифференцируйте, и давайте детям пробовать себя в различных делах, с различными предметами, обогащайте его впечатления. Купили ребёнку игрушку – не ставьте на полку, играйте вместе с ним.

10. «Смогу ли я этим зарабатывать? Вот я бы пошла в психологи, но мама и папа говорят, что эта профессия не кормит».
Не слишком залетая в небеса и заходя в подробности, скажем, что если любишь дело, можно им и неплохо зарабатывать. Данный страх порожден неосведомленностью. Незнание, в чем состоит профессия, какие требования она предъявляет к человеку, как можно развиваться в профессии и чего достигнуть – распространенная причина неверного выбора. Что же делать? Искать сведения, посетить специалиста по профессиональной ориентации, читать о профессиях, смотреть фильмы о них, слушать раиопередачи, смотреть, как работают знакомые специалисты, проситься в помощники, «околачиваться» возле них.

Подведем итог.
Опасения и ошибки при выборе профессии вызваны, в общем, тремя причинами:
- неосведомленностью о профессиях;
- незнанием и непониманием своих сильных и слабых сторон;
- нежеланием взрослеть, стать самостоятельным и решиться на подвиг – произвести на белый свет свое собственное желание, мнение и отстоять его перед окружающими людьми, друзьями и родителями.

Как узнать о профессиях побольше?
Читать, участвовать, смотреть фильмы о профессиях, разговаривать с профессионалами об их работе.
Как определить свои способности?
Пробовать себя в различных действиях, наблюдать за собой, вести дневник наблюдений за собой, своими делами, успехами и увлечениями. Посетить профориентолога.
Как прийти к самостоятельному выбору?
Тут, я думаю, неуместны большие шаги, а уместны малые. Нужно учиться прислушиваться к своим собственных желаниям, учиться не путать их с общепринятыми, с коллективными «желаниями» и с желаниями родителей. Когда вы почувствуете слабенький еще росток желания узнавать о каком-либо деле больше – начинайте узнавать, пробовать. И снова прислушивайтесь к себе, к своим чувствам. Бывает, что вроде бы нужное и полезное дело вызывает у вас «кислое» ощущение. Спасибо скажите своему нутру: значит, это «кислое» дело – не ваше. Ищите такое дело, которое вызывает воодушевление. Пусть даже это дело ручное, требует среднего образования поначалу, а не высшего.
Главное – взрастить в себе огонь и не дать ему погаснуть многие годы.

Автор: Эльмира Давыдова,
лайф-коуч, консультант по карьере,
директор Центра «ПрофГид», канд психол. наук.

перейти к профориентационным центрам


Следите за важными новостями образования в нашей группе ВКонтакте:
Знаете ли вы...

Название данной профессии происходит от латинского слова "восстановление". А, согласно словарю русских синонимов, человека этой профессии можно назвать "хранителем красоты". Кто он?

Комментарии (0)

Оставить комментарий
Ваше имя:
Войти через: