Выбирая дистанционное обучение, следует помнить, что выдавать дипломы и сертификаты государственного образца имеют право лишь аккредитованные учебные заведения. Программы, по которым ведется обучение с использованием дистанционных технологий, обязательно должны быть лицензированы. Поэтому, прежде чем вносить плату за обучение в виртуальном образовательном учреждении, следует проверить наличие у него лицензии на право ведения образовательной деятельностии свидетельства о государственной аккредитации.
Чтобы избежать мошенничества, поступая на курсы MBA, необходимо заранее убедиться, что выбранная школа дополнительно к отечественной аккредитации имеет зарубежное признание (аккредитация AMBA, AACSB или EQUIS). Информация об этих документах должна быть в открытом доступе на сайте учебного заведения. Полезно будет также почитать отзывы об этой организации в сети Интернет.
Кроме этого, использование дистанционных образовательных технологий регулируется законодательными актами Министерства образования и науки РФ.
В начале 90-х годов XX века в России начала формироваться система дистанционного образования. С тех пор она внедряется как часть государственной политики в области образования, а ее нормативно-правовое, методологическое и информативно-технологическое обеспечение детально прорабатывается.
В 1997 году Министерство общего и профессионального образования РФ утвердило Положение о проведении эксперимента в области дистанционного образования. В нем участвовали один государственный университет и пять негосударственных учебных заведений. Через год Минобрнауки пояснило, что учебные заведения вправе обучать студентов дистанционно только по существующим у них программам очной, заочной, вечерней формам и экстерном.
В 2003 году Министерство образования потребовало лицензировать программы дистанционного образования.
Согласно приказу «Об использовании дистанционных образовательных технологий», принятом Минобрнауки в 2005 году, дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – это образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Цель использования ДОТ – предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).
Данный закон устанавливает следующий порядок использования дистанционных образовательных технологий:
- Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (кроме производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.
- Использование ДОТ не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, контроля, промежуточной и итоговой аттестаций в традиционной форме. Соотношение объема учебных занятий в той и другой форме определяется образовательным учреждением.
- Дистанционное обучение по специальностям, получение которых не допускается в заочной, очно-заочной форме или форме экстерната, разрешается использовать только в очной форме по общим гуманитарным, социально-экономическим и общим математическим дисциплинам.
- Образовательное учреждение может использовать ДОТ, только если его педагогические работники имеют соответствующий уровень подготовки, а помещения оборудованы специальной техникой.
- Образовательное учреждение может реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ через сеть своих филиалов.
- Образовательное учреждение, реализующее обучение с использованием ДОТ вправе вести учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот в электронно-цифровой форме. Однако сохранение сведений об итоговой, государственной (итоговой) аттестации и личных документах обучающихся на бумажном носителе является обязательным.
- При использовании ДОТ образовательное учреждение обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательный персонал к учебно-методическому комплексу (на бумажном или электронном носителях), позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы. Он включает: учебные планы, программы учебных дисциплин и курсов, учебники по предметам, практические пособия, тестовые материалы, методические рекомендации по предметам, рекомендации по организации самоконтроля, учебные пособия и задачники.
- Содержание учебно-методического комплекса должно соответствовать государственным образовательным стандартам.
- Для обеспечения использования ДОТ образовательное учреждение организует повышение квалификации своих руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала (в том числе работающих в филиалах).
- При использовании ДОТ учебное заведение организует учебно-методическую помощь учащимся, в том числе в форме консультаций с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
(полная версия Приказа «Об использовании дистанционных образовательных технологий» - www.hse.ru)