← Вернуться в раздел «Все об IT-технологиях и телекоммуникации»
Слово «стартап» всё чаще встречается в повседневной жизни, а количество самих стартапов увеличивается с каждым днём. Однако смысл этого слова понятен далеко не всем. Давайте выясним, что же такое стартап, и какое место он занимает в сфере информационных технологий.
Стартапами называют компании, которые только появились или готовы появиться в скором времени. Казалось бы, точно такое же определение можно дать любому обыкновенному бизнесу, который был недавно создан. Но ключевое отличие заключается в том, что стартап – это бизнес, никогда не существовавший ранее. Он развивается на основе либо инновационных идей, либо никем неосвоенных технологий, поэтому у него существует ещё одно название – венчурный бизнес (от англ. venture – рискованный).
В числе первых в мире стартапов – известная всем компания «Hewlett-Packard», начинавшая свою деятельность в статусе небольшого проекта студентов Стэнфордского университета Дэвида Паккарда и Уильяма Хьюлетта. Кстати, в США стартапы до сих пор являются прерогативой студентов: именно их можно чаще всего встретить среди владельцев венчурных компаний.
Особенно активно стартапы появляются в IT-сфере. Самые интересные и востребованные из них со временем превращаются в крупные успешные предприятия. Аналогичная история развития была, к примеру, у таких первопроходцев в своей области, как «Microsoft», «Apple», «Google», «LinkedIn», «Facebook», «Livejournal», «YouTube».
Но что помогает стартапам перерасти в более масштабный бизнес? Достаточно ли здесь хорошей идеи и сплочённой команды талантливых специалистов? К сожалению, это не всё, что необходимо для расширения бизнеса. Статистика показывает, что около 70% стартап-компаний прекращают своё существование ещё в первый год существования, а 40% из оставшихся закрывают свою деятельность в течение второго года. Однако шансы на выживание заметно улучшаются, если стартап-владельцы находят сильных инвесторов. Капиталистов следует привлекать ещё на начальном этапе работы компании. Конечно, для самих инвесторов вклад в стартап имеет большой риск, однако в случае успеха их затраты быстро и сполна окупаются. Здесь сложилась интересная тенденция: в роли инвестора могут выступать как специальные фонды, так родственники или друзья.
Стартапы могут объединять вокруг себя людей самых различных квалификаций, но молодой бизнес также может создаваться группой специалистов в одной сфере. Яркий пример тому – социальная сеть для программистов «GitHub». Её основателями являются Крис Ванстрас и Том Престон-Вернер – Ruby-хакеры из Сан-Франциско. Интересно, что во время работы над этим проектом Тому предлагали работу в «Microsoft» с зарплатой в $300 000, и он отказался, отдав предпочтение своему стартапу. Это было рискованное, но оправданное решение, поскольку сейчас «GitHub» – самый крупный web-сервис для хостинга IT-проектов и их разработки. Здесь можно размещать коды, обсуждать профессиональные вопросы и работать над коллективными проектами.
Стать владельцем IT-стартапа может каждый, кто обладает хорошими знаниями в сфере информационных технологий и разбирается в экономических тонкостях. При наличии предприимчивости, аналитического склада ума, умения точно оценивать настоящее и продумывать будущее своей компании IT-специалист способен сделать из стартапа преуспевающее предприятие.
Сергей Грибов, менеджер «StartupAccess».
– В целом в России действительно есть «галлюцинация», что подъем инвестиций это успех стартапа – на самом деле же успех – это удачный выход, это то, когда вы принесли прибыль своим инвесторам (ну и может быть себе по дороге). По статистике из 10 получивших инвестиции стартапов в лучшем случае 2-3 будут успешными, а более того, получение инвестиций – это взятие на себя ответственности перед инвесторами.