Еще один документ, способный положительно повлиять на членов приёмной комиссии бизнес-школы, - это рекомендательное письмо.
Рекомендация – мини характеристика кандидата, оценка его бизнес-навыков, умственных способностей и характера. Если на интервью, в анкете и эссе кандидаты рекламируют себя сами, то рекомендации – это мнение со стороны. Рекомендацию пишут на английском языке, оформляют на бланке организации, где работает рецензент, но по указанной бизнес-школой форме. Количество же писем может варьироваться от 1 до 3.
Кто он, рекомендатель?
К выбору рекомендателя необходимо подойти с особой тщательностью:посредственная характеристика может стать основанием для отказа. Главный критерий при подборе – желание рецензента написать положительный отзыв. Немаловажны его осведомленность о ваших достижениях, статус и узнаваемость.
Итак, в роли рецензентов могут выступить бывший и нынешний босс, научный руководитель или преподаватели из вуза (колледжа), публичные и известные люди (политики, представители бизнес-элиты и.д.), сотрудники бизнес-школ (преподаватели, служащие, выпускники). Чей голос будет приоритетнее? Как ни странно, в первую очередь вы должны обратиться к общественным деятелям, затем к профессорам бизнес-школ, если таковые есть среди ваших знакомых, далее по весу следует мнение университетских преподавателей и босса.
Как написать рекомендательное письмо?
Рецензенты – люди достаточно занятые. Часто рекомендатели просят кандидата самостоятельно написать письмо. Чтобы этого не произошло, облегчите им работу – составьте план и подготовьте тезисы будущей рекомендации.
Возможен следующий вариант.
1. Вступление. Необходимо представиться и указать цель письма.
2. Перейдите к отношениям. Опишите, как хорошо Вы знаете претендента. Для большей убедительности напишите, как Вы познакомились с кандидатом и над чем работали вместе (диссертация, общий проект и т.д.).
3. Опишите кандидата. Выделите две или три положительные черты. Важно проиллюстрировать сказанное конкретными примерами. Сами же качества должны быть следующими:
- бизнес-навыки (креативность, лидерские качества, способность работать в коллективе, уверенность в себе и уравновешенность);
- умственные способности (аналитический склад ума, грамотная речь, математические способности, воображение; коммуникативность);
- характер (моральные качества, чувство общественного долга, чувство юмора, инициативность).
4. Оцените кандидата. А именно, расскажите о потенциале подопечного в выбранной им области, сравните претендента с другими кандидатами. Можно включить в рекомендательное письмо долю критицизма. Однако критика должна выгодно подчеркнуть сильные стороны будущего студента.
5. Сделайте вывод, но избегайте обобщений и банальностей. Вывод в рекомендательном письме нестандартный: несколько вежливых фраз в адрес членов приёмной комиссии и контактная информация рецензента.
ПОДСКАЗКА! Расскажите рецензенту, в какую бизнес-школу вы планируете поступать, какую выбрали программу, что вы ожидаете от учёбы. Не забудьте показать резюме. Информация в рекомендательном письме не должна расходиться с данными в эссе и резюме. Задача письма – мастерски дополнить их и окончательно убедить приёмную комиссию в том, что вы достойны стать студентом бизнес-школы.
ВНИМАНИЕ! Готовые письма запечатываются в прилагаемые к пакету application forms фирменные конверты бизнес-школы. Рекомендатель должен поставить свою подпись в месте, где заклеивается конверт. Конверт либо отсылают напрямую в бизнес-школу, либо включают в полный пакет документов кандидата, направляемый в приемную комиссию.