Поступая в бизнес-школу, претенденты проходят череду испытаний (интервью, анкетирование, тестирование). Эссе – одно из самых сложных и ответственных из них. Поэтому этой части вступительных испытаний следует уделить особое внимание.
Что такое эссе?
Эссе – это письменная творческая работа, своего рода «сочинение» на заданную бизнес-школой тему. Задача студента – раскрыть предложенную тему, подкрепить доводы личными примерами и аргументами. Возникает вполне резонный вопрос: зачем он нужен, если вы уже написали анкету, а впереди ждёт не самое легкое в жизни интервью.
Эссе дает первое представление о будущем слушателе. Члены приемной комиссии хотят узнать, эффективны ли Вы как лидер и командный игрок, какими ценностями и принципами руководствуетесь при принятии тех или иных решений, способны ли находить креативные выходы в нестандартных ситуациях, насколько перспективны? По сути, эссе должно убедить их в том, что Вы подходите им, легко впишетесь в их общество, сможете внести свою лепту в образовательный процесс. Более того, эссе наглядно покажет ход ваших мыслей, грамотность и умение убеждать.
Виды эссе
Essay – необходимо при поступлении на программы МВА и Еxecutive МВА. Вопросы в «еssays» требуют конкретных и четких ответов.
Personal Statement или Letter of Intent пишут будущие студенты и аспиранты зарубежных вузов. Существует два основных вида Personal Statement: общий и отвечающий на конкретные вопросы, поставленные программой или университетом.
Short essay – короткое, ограниченное в объеме эссе внутри Application Form.
Количество и объем эссе
Количество эссе, в зависимости от требований школы, может варьироваться от 2 до 12. Все они рассматриваются как части единого пакета документов. Объем текста от 500 до 2000 слов (1-3 страницы). Как правило, чем меньше число эссе, тем больше они должны быть в объёме. «Recommended limit» можно превысить на 10 %. Всё же лучше соблюдать лимит количества слов и страниц. Возможно, бизнес-школа будет автоматически отрезать лишний текст, тем самым делая эссе незавершенным, а его автора не умеющим следовать общим правилам.
Стиль эссе
Эссе, безусловно, - жанр прозаического содержания, где допускается свободная композиция. Однако, в нашем случае не следует увлекаться. Эссе для бизнес-школы пишут, скорее, в официальном стиле. Неприемлемы сленг, жаргон, сокращения.
Оформление
Плохое оформление может основательно испортить впечатление приемной комиссии и значительно снизить шансы на поступление. Во-первых, обратите внимание на шрифт. Многие бизнес-школы предъявляют свои требования. Если его нет, используйте распространенные Times New Roman, Arial, Verdana, размер не меньше 10. Во-вторых, межстрочный интервал в большинстве случаев составляет 1,5 пункта.
Примерные темы эссе
Темы эссе для Harvard Business School-2012
Темы эссе для Stanford GSB-2012
Темы эссе для Yale SOM-2013
Структура эссе
Вступление, которое содержит главную идею, может быть выражено в виде вопроса, описания ситуации, цитаты и т.д.
Центральная часть максимально раскрывает идею, заданную во введении. Следует помнить, что каждый последующий блок содержит одну мысль, но должен быть логичным продолжением предыдущего. Например,
Блок №1
Предложение, соединяющее главную идею с последующей
Поддерживающий факт 1
Блок №2
Предложение, соединяющее идею предыдущего блока с идеейданного блока
Поддерживающий факт 2
Блок № 3
Предложение, соединяющее идею второго второго с последующей
Поддерживающий факт 3
Блок №…
Заключение содержит вывод. Автор должен вернуться к главной идее и описать уроки, извлеченные из ситуации, либо сделать собственные прогнозы.