«Диплом ЛЭТИ – гарант качества»

Факультет информационно-измерительных и биотехнических систем СПбГЭТУ «ЛЭТИ» (ФИБС) образован на стыке прорывных направлений науки и техники. Он осуществляет подготовку инновационно-ориентированных специалистов, которые востребованы в перспективных отраслях экономики.

На факультете реализована трехуровневая схема подготовки специалистов (бакалавр – магистр – аспирант), а также принцип «Обучение через исследование», благодаря которому студенты участвуют в разработках и научно-исследовательских проектах.

Знания и компетенции, полученные выпускниками инновационного, креативного и высокотехнологичного факультета, позволят им решать проблемы, которые стоят перед человеком XXI века.

О преимуществах факультета, его студентах и выпускниках рассказал декан ФИБС Александр Михайлович Боронахин.

– Какой проходной балл был при поступлении на ФИБС в прошлом году? Какой ожидается в этом?

– В прошлом году проходной балл достиг 248, но дело ведь не в итоговой сумме баллов. Зачастую она характеризует, в первую очередь, мотивацию абитуриента к достижению поставленной задачи. Думаю, что именно это качество в значительной степени востребовано для успешного обучения в ЛЭТИ. Касательно наших ожиданий в этом году, учитывая непростые условия, в которых мы все оказались, отвечу так – ожидания рабочие. Ведь университет занимается профориентационной деятельностью со школьниками, начиная с 7 классов. Поэтому эти несколько месяцев ограничений не должны существенно повлиять на принятые ребятами решения по вопросам поступления в тот или иной вуз. Но мы держим кулаки и желаем успешного прохождения этапа сдачи ЕГЭ.

– Какими необходимыми знаниями должен обладать потенциальный абитуриент факультета? Соответствуют ли знания современных выпускников школ?

– Палитра ЕГЭ, принимаемых при поступлении в ЛЭТИ, помимо экзаменов по русскому языку и математике, достаточно широкая – физика, информатика, химия. И говорить, что знания необходимы только по этим дисциплинам, тоже недостаточно. Ведь обучение заключается не только в освоении навыков использования технологий в той или иной области, но и на стыке, например, биофизики или биохимии. Поэтому, не вдаваясь в полемику о качестве школьного образования и учитывая широту научных интересов университета, могу заверить ребят и их родителей, что достаточным будет уверенности в необходимости получения технического образования. Все шероховатости в знаниях на входе университет удалит, а склонности выявит и усилит. Главное – желание студента! Кстати, правильное желание мы также поможем сформировать.

– Кто в основном идет учиться на ФИБС? Чего абитуриенты ожидают от учебы здесь?

– Думаю, что ответ кроется в созданном ЛЭТИ имидже. У нас учиться далеко непросто, но каждый год поступить становится все сложнее. Поэтому к нам идут за знаниями. С другой стороны, вчерашний школьник зачастую не может объективно оценить свое будущее в горизонте 4-6 лет. В этом нет вины ребят, их этому просто не учат в школе. Университет же, в силу объективной необходимости сохранения востребованности, постоянно находится на острие научно-технологического развития, постоянно взаимодействует с предприятиями и, по сути, участвует в формировании новых специальностей и, соответственно, рынка труда.

В начале обучения у многих абитуриентов главным является получить ответы на вопросы «Где буду работать после выпуска?» и «Сколько буду зарабатывать?». И мы объясняем буквально с первых дней то, что мир сложнее и шире конкретных должностных инструкций по той или иной вакансии работодателя. ЛЭТИ дает фундаментальное инженерное знание, которое позволяет желать от жизни большего. К третьему курсу обучения наши студенты четко видят путь, который им необходимо пройти за время обучения, чтобы быть востребованным на рынке труда. Ребята понимают, что недостаточно просто желать, необходимо потрудиться – пройти практики и стажировки на базе предприятия, где в последующем хотелось бы трудоустроиться. Кстати, некоторые начинают трудовую деятельность как раз после производственной практики в конце 3-го курса.

– Какие знания и навыки осваивают студенты факультета в процессе обучения? На каких областях знаний базируется образовательная программа?

– Знания и навыки, традиционные для инженерного образования – от стадии идеи и проектирования измерительных систем, до стадий их эксплуатации и утилизации. Мы стараемся привить будущему специалисту способность дать технико-экономическое обоснование научно-технической разработки, не забывая также оценить степень электромагнитной и экологической безопасности.

– По каким направлениям и специальностям осуществляется подготовка?

– Факультет работает по трем направлениям: «Биотехнические системы и технологии», «Приборостроение» и «Техносферная безопасность», и о каждом можно многое сказать. Поэтому отмечу главное: в настоящий момент сформулировано несколько научно-технических направлений работы факультета, к реализации которых привлекаются без исключения все кафедры и лаборатории.

– Кто сегодня входит в профессорско-преподавательский состав факультета? Есть ли на ФИБС династии?

– На текущий момент 46% научно-педагогических работников факультета моложе 40 лет. К реализации образовательных программ приглашены специалисты ведущих предприятий Санкт-Петербурга и иностранные ученые. Есть династии до трех поколений.

– Расскажите о преимуществах обучения на факультете.

– ФИБС, как и другие дружественные нам факультеты ЛЭТИ, старается сохранять на всем периоде обучения атмосферу творчества, когда ребята, изучая ту или иную дисциплину, четко понимают, как в будущем им пригодится получаемое знание. Постоянная связь с предприятиями в решении насущных научно-технических проблем является залогом успешного развития и трудоустройства будущих выпускников.

– Какие качества, помимо теоретических знаний и компетенций, Вы стараетесь воспитать в студентах?

– Пожалуй, чувство ответственности за свои действия и принимаемые решения.

– На ФИБС реализуется принцип: «Обучение через исследование». Расскажите о нем.

– Большинство преподавателей факультета являются действующими практиками и вполне естественно, что на своих лекциях коллеги с удовольствием делятся со студентами радостью научно-технического прорыва. Тем самым, ребята погружаются в атмосферу творчества. Многие, высказавшие желание принять участие, оказываются в самой гуще событий, от чего ВКР становятся актуальными и востребованными. Это прямой путь к успешному профессиональному росту, в том числе и в аспирантуре ЛЭТИ.

– Расскажите о студенческих научных разработках на факультете. Есть ли успешные примеры их коммерциализации?

– В результате научно-технической деятельности факультета, в структуре ЛЭТИ были созданы Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт биотехнических систем (НИКТИ БТС) и ряд малых инновационных предприятий, одной из задач которых является привлечение студентов на стадии подготовки выпускных работ к текущим работам по созданию новых или усовершенствования существующих систем и комплексов. Такой формат, пожалуй, является наиболее эффективным в «монетизации» идей студента. К сожалению, период самостоятельной реализации может достигать 8-10 лет. Хотя есть и успехи в рамках программ «УМНИК» и «СТАРТ».

– Крупные компании часто приглашают на стажировки студентов профильных университетов. Для многих это оказывается первым шагом в профессии. Как решается вопрос стажировок на факультете?

– Стажировка на предприятии – это залог успешного трудоустройства в будущем. Полученный в боевых условиях профессиональный опыт бесценен. И здесь, как и всегда, важна заинтересованность студента. На моей памяти нет случаев, когда студент, выразив желание пройти практику в той или иной организации, получил бы отказ. Имидж ЛЭТИ позволяет абсолютно без проблем устанавливать новые контакты, и нет ничего лучше, если сотрудничество сопровождается трудоустройством нашего выпускника. В таком случае ЛЭТИ получает в хорошем смысле агента влияния. Но есть и базовый, проверенный временем список крупных предприятий города, с которыми заключены соглашения на прохождение практик.

– Какие виды деятельности предполагает профессиональная сфера специалистов, которых выпускает факультет? Оказывает ли факультет содействие своим выпускникам в их трудоустройстве?

– В рамках выпуска бакалавриата факультет позиционирует своих выпускников как специалистов в области технического обслуживания технических систем, обладающих, безусловно, необходимым в этом случае фундаментом знаний физических принципов построения. Многие бакалавры, поступая в магистратуру, уже имеют место работы по специальности, и достижение уровня магистра не только позволяет получить диплом, но и продвинуться по служебной лестнице до уровня начальника отдела. Факультет оказывает содействие, но именно содействие, так как партнерские отношения с предприятиями зачастую выстраиваются на протяжении многих лет на личных контактах и не позволяют случайностей. Студент должен быть заинтересован в своем долгосрочном включении в такого рода связи.

– Какие перспективы у выпускников после окончания вуза? Насколько востребованы они, как специалисты?

– Перспективы выпускников быть востребованным на рынке труда хорошие. Все, кто хотят работать по специальности, работают. Но классический период «испытательного срока» никто не отменял и тем, кому удается его пройти во время обучения, получение диплома дает и должность, и заработную плату ожидаемого размера.

– Где сегодня трудятся выпускники факультета?

– Отвечая на этот вопрос от меня, конечно, ожидается перечисление ведущих предприятий и корпораций. И их большое множество, все они на слуху. Поэтому лучше приведу примеры, которые в последнее время использую на встречах с абитуриентами. Итак, пример первый – выпускник ФИБС стал победителем в конкурсе молодых метрологов и работает в настоящее время в ВНИИ метрологии им. Д.И. Менделеева. И на мой вопрос «Какую кафедру окончил выпускник?» получаю ожидаемый ответ – кафедру ИИСТ, ответственную в ЛЭТИ за подготовку студентов в области метрологии. На самом же деле, Анна Юрьевна Виллевальде закончила обучение на кафедре БТС и в настоящее время возглавляет отдел как раз по аттестации биотехнических систем. Другой пример, выпускник работает в группе, созданной АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» для разработки биотехнической роботизированной системы для хирургических удалений раковых клеток на мозге. Очевидно, что предприятие работает в области биотехнических систем, да и выпускник должен был бы заканчивать кафедру с соответствующим названием. На самом же деле, АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» является ведущим предприятием в области создания навигационных комплексов, и выпускник кафедры ЛИНС Вадим Юрьевич Лазарев вполне логично трудоустраивался по своему профилю подготовки. Оба примера, на мой взгляд, в полной мере характеризуют многофакторность современного рынка, когда высокотехнологичные предприятия, обладающие статусом мирового уровня в одной области, выходят на новые рынки, например, в рамках программы диверсификации. И в первом, и во втором примере нельзя говорить о несоответствии полученной специальности занимаемой должности. Соответствие полное, так как диплом ЛЭТИ дает больше, чем запись о профиле или программе подготовки. Диплом ЛЭТИ выступает гарантом качества и способности его обладателя осваивать новые знания, ставить новые задачи и двигаться к новым горизонтам.

– Каким Вы видите факультет через десять-двадцать лет?

– ЛЭТИ уже сейчас заслужил право возглавить группу по подготовке программы научно-технического развития города, и факультет, безусловно, внес и будет дальше вносить свой вклад. Для себя сформулировал программу развития следующим образом – университет своими научно-образовательными программами должен сформировать конкурентный рынок труда, требованиям которого будут удовлетворять, главным образом, наши выпускники.

– Ваши пожелания будущим студентам факультета информационно-измерительных и биотехнических систем.

– Будьте настойчивы, не стесняйтесь своих желаний и устремлений. ЛЭТИ даст возможность для вашего развития и достижения, казалось бы, невозможных целей. И для начала, желаю успехов в сдаче ЕГЭ. Мы ждем вас. Приходите, будет интересно!


Партнёр: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И. Ульянова (Ленина)