Безбарьерная среда в вузах СЗФО

23 сентября между высшими учебными заведениями Северо-Западного федерального округа состоялась видеоконференция на тему «Развитие доступной среды в вузах для лиц с инвалидностью». Ее задачей стало  обобщение опыта вузов СЗФО в сфере развития доступной среды и демонстрация наиболее успешных практик внедрения инклюзии в высшую школу.Основным докладчиком выступил ректор УГТУ, председатель совета ректоров вузов Республики Коми профессор Николай Денисович Цхадая. В его докладе был представлен опыт Ухтинского государственного технического университета, а также  Мурманского государственного гуманитарного университета, Петрозаводского государственного университета, Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова(г. Архангельск), Сыктывкарского государственного университета.Н. Д. Цхадая подчеркнул, что развитие инклюзивного образования – это последовательное изменение всех ступеней образования и общества в целом. Он отметил, что специфика вузов оказывает влияние на саму постановку проблемы доступности среды: в гуманитарных вузах и классических университетах количество студентов-инвалидов по статистике значительно больше, нежели в вузах технических, в последних же существуют объективные сложности с адаптацией образовательной среды к нуждам лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако имеется несколько общих направлений работы по обеспечению доступности профессионального образования для людей с инвалидностью.Во-первых, это волонтерская и профессиональная поддержка высшего образования лиц с ОВЗ. Во-вторых, это работа по обеспечению архитектурной доступности. В-третьих  – всестороннее развитие дистанционных методов обучения, обеспечение вузов электронными образовательными ресурсами. Кроме того, осуществляется социальная поддержка обучающихся с ОВЗ: предоставление санаторно-курортного лечения и отдыха, материальная помощь, психологическая и консультативная помощь. Немаловажное значение имеет практика создания индивидуальных программ обучения с подбором специальных условий организации учебного процесса. Безбарьерная среда расширяется и за счет создания условий для оздоровления и реабилитации студентов с ОВЗ.Почти во всех вузах, участвовавших в видеоконференции, существуют волонтерские движения, оказывающие помощь студентам с инвалидностью. У каждого учебного заведения есть свои программы развития безбарьерной среды. Так, в Петрозаводском государственном университете в соответствии с Программой стратегического развития и Программами развития деятельности студенческих объединений  проводятся адаптированные обучающие курсы для студентов с ОВЗ. В университете активно действует студенческое волонтерское объединение «Преодоление»  и сотрудничающий с ним Комитет родителей обучающихся с ОВЗ. Международная школа по вопросам развития карьеры в ПетрГУ способствует успешному трудоустройству инвалидов после окончания университета.В САФУсоздан Ресурсный центр инклюзивного образования, отличающийся полифункциональностью. Ресурсный центр занимается сопровождением лиц с особыми образовательными потребностями, обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования. В здании Интеллектуального центра – Научной библиотеки федерального университета созданы все условия для обучения и комфортного пребывания лиц с ограниченными возможностями.В Мурманском государственном гуманитарном университете функционирует Центр сопровождения высшего образования инвалидов. В Сыктывкарском государственном университете во всех институтах определены лица, ответственные за сопровождение образовательного процесса студентов данной категории.Рассказав об опыте работы других вузов, Н. Д. Цхадая более подробно остановился на той модели работы по развитию доступной среды для людей с инвалидностью, которая складывается в УГТУ.Он отметил, что при всех объективных ограничениях финансовых ресурсов ведется планомерное переоборудование всех учебных корпусов и общежитий под требования доступности. Подробно остановился на деятельности студенческого волонтерского объединения «Богатырь». Рассказал о работе по профориентации студентов с инвалидностью, о развитии дистанционного обучения, о деятельности отдела социальной защиты студентов, о многочисленных мероприятиях, которые проходят в университете, таких как круглые столы, акции, мастер-классы, занятия по пониманию инвалидности, видеоконференции и т.д. Особое внимание ректор уделил строительству спортивно-оздоровительного комплекса, который также будет оснащен по всем требованиям доступности.  Именно проект спортивного комплекса с бассейном стал неким переломным моментом во внедрении практики инклюзивного образования в УГТУ. Осмысление современных требований инклюзии позволило по-новому взглянуть на весь комплекс решаемых в данном направлении задач. В соответствии со сформированными в 2014 году Минобром РФ «Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для лиц с инвалидностью в вузах» был скорректирован план развития безбарьерной среды в университетском комплексе УГТУ и значительно активизировалась работа в этом направлении.Обмен опытом между вузами был полезен и интересен всем участникам видеоконференции, которые поблагодарили ректора УГТУ за содержательное сообщение и отметили, что Ухтинский университет является одним из лидеров среди вузов Северо-Западного федерального округа в формировании доступной среды для инвалидов. Представители вузов СЗФО выразили пожелание, чтобы тема безбарьерной среды для лиц с инвалидностью в высших учебных заведениях имела продолжение и развивалась с большей интенсивностью. Для эффективного развития социальных программ, направленных на улучшение качества жизни людей с инвалидностью, необходимо участиеи самих людей с ограниченными возможностями здоровья. Светлана Канева,специалист отдела социальной защиты студентов
Партнёр: Ухтинский государственный технический университет