Педагоги все чаще используют активные методы оценки

Исследователи ТюмГУ обнаружили позитивную динамику в использовании педагогами активных методов оценки.Активные методыпозволяют оценить готовность включаться в деятельность и осуществлять продуктивное взаимодействие. Тюменские ученые пять лет вели исследование по выявлению готовности педагогов к реализации современных методов оценки обучения. В проекте участвовали более тысячи сотрудников школ, средних и высших учебных заведений.Тематика исследования была обусловлена сменой знаниевой парадигмы образования на практикоориентированную, которая должна найти отражение не только в обучении, но и в оценке успешности освоения образовательной программы. «Обычно педагоги отдают приоритет тем методам, которыми они в достаточной степени владеют, и негативно оценивают не освоенные ими методы, - рассказалазаведующая кафедройобщей и социальной педагогики ТюмГУ Ирина Емельянова.–Однако заметна общая тенденция к оживлению ситуации в сфере оценочной деятельности с помощью активных методов. В частности, современные педагоги продвинулись в овладении методиками игровой имитационной ситуации, дискуссии, мозгового штурма». В среднем по выборке максимальную популярность имеют репродуктивные методы оценки такие методы оценки, как опрос (две трети респондентов), тест (половина опрошенных). В разрезе по уровням образования картина следующая. Большинство представителей профессорско-преподавательского состава вузов успешно применяют методику проведения письменного экзамена (100%), опроса (99%) и контрольной работы (99%), но лишь немногие готовы к включению в свою практику кейс-стади (44%), разработки кластера (39%) и веб-квестов (28%). Преподаватели вузов проявляют склонность к оцениванию посредством дискуссии. Педагоги, работающие в начальном звене школ, посчитали себя недостаточно компетентными в сфере применения новых методов оценивания веб-квестов (65 %), форумов (67 %) и кейс-стади (69 %). Из современных продуктивных и активных методов на начальной ступени образования вызывают интерес и применяются игровые имитационные ситуации. Оказалось, что педагогами среднего звена наименее востребованы веб-квесты (36%), кейс-стади (35%) и форумы (27%), зато они часто обращаются к проблемным ситуациям. У учителя старшего звена ситуация иная: 41 % применяют в работе веб-квесты, 33 % -кейс-стади и 28 % - форумы. При этом успешно применяют проблемные ситуации. Педагоги учреждений среднего профессионального образования сообщили, что наименее знакомы с методикой проведения веб-квестов (33%), тестов действия (26%) и форумов (23%). Исследование показало, что педагоги средней профессиональной школы склонны использовать в оценке организационно-деятельностные игры. По мнению исследователей, необходимо совершенствовать систему методической подготовки педагогов к процедуре оценивания, а также формировать у педагогов новое понимание оценки. Потому как важно не просто фиксировать степень овладения определенным объемом знаний, а показывать обучающемуся возможность и перспективу развития. Источник: Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ
Партнёр: Тюменский государственный университет